Собранные с более чем 17 000 подростков данные показывают лишь незначительную связь между временем, затрачиваемым ими на гаджеты, и их здоровьем. Исследование, опубликованное в издании Psychological Science, журнале Ассоциации психологической науки, ставит под сомнение широко распространенное мнение о том, что проведение времени в Интернете, играх или за просмотром телепередач, особенно перед сном, может нанести вред психическому здоровью молодых людей.
«Использовав лучшие статистические и методологические методы, мы обнаружили малое количество доказательств существенной негативной связи между вовлеченностью в цифровые развлечения и благополучием подростков», – сообщила Эми Орбен, исследователь из Оксфордского интернет-института (ОИИ) и преподаватель Куинз-колледжа при Оксфордском университете.
«Несмотря на то, что психологическая наука может быть мощным инструментом для понимания связи между использованием девайсов и благополучием подростков, она по-прежнему не в состоянии обеспечить заинтересованные стороны и общественность высококачественными, прозрачными и объективными исследованиями касательно растущей озабоченности по поводу цифровых технологий. Проанализировав три разных набора данных, которые включали в себя улучшенные методы измерения времени проводимого молодыми людьми за экранами разных устройств, мы не нашли каких-либо четких доказательств того, что использование гаджетов снижает благополучие подростков, даже если оно происходило непосредственно перед сном», – отметил профессор Андрей Прзыбыльски, директор по исследованиям в ОИИ и соавтор исследования.
Исследование показало, что общее время, проведенное подростками за экранами девайсов, в день мало влияло на их психическое здоровье, причем как в выходные, так и в будние дни. Было также установлено, что использование цифровых гаджетов за 2 часа, 1 час или 30 минут перед сном не имело явной связи со снижением уровня благополучия молодых людей, хотя это часто воспринимается как нечто негативное в сообщениях СМИ и публичных дебатах.
В отличие от других исследований, в нынешней работе были проанализированы данные из Ирландии, США и Великобритании, которые помогли подтвердить сделанные выводы. Ученые использовали строгую методологию для определения того, сколько времени подросток проводит за экраном в день, включая как самостоятельные оценки, так и специальные дневники, в которых записывались нужные сведения. Это крайне важно, так как многие исследования основаны исключительно на самооценках, хоть недавняя работа и показала, что только треть участников дают точную информацию о том, сколько времени они проводят в Интернете.
Исследователи также смогли создать всеобъемлющую картину благополучия подростков, изучив показатели психосоциального функционирования, симптомы депрессии, чувство собственного достоинства и настроение. Все данные были предоставлены как молодыми людьми, так и лицами, осуществляющими за ними уход.
Кроме того, последнее из трех проведенных исследований было предварительно зарегистрировано, а это означает, что исследователи публично задокументировали проведенные анализы. Это предотвращает появление гипотез, после того как результаты становятся известны широкой общественности, что является серьезной проблемой для многих спорных тем исследований.
«Поскольку технологии все интенсивнее внедряются в нашу социальную и профессиональную жизнь, исследования, касающиеся использования цифровых гаджетов и их влияния на благополучие подростков, находятся под пристальным вниманием», – отметила Орбен. «Для сохранения влияния и доверия к научным работам нужно продолжать использовать надежные и прозрачные методы исследования. Мы надеемся, что наш подход установит новую основу для последующих исследований в области влияния технологий на психическое здоровье людей», – добавил Прзыбыльски.
Исследование вышло за несколько дней до ожидаемого появления новой Белой книги правительства Великобритании об онлайн-вреде, в которой, как ожидается, будут изложены планы по изменению законодательства, регулирующего деятельность компаний, работающих в социальных сетях. Эта новая статья основана на предыдущей работе Орбен и Прзыбыльски, в которой использовались новейшие и прозрачные статистические подходы, чтобы показать, что использование технологий оказывает незначительное влияние на благополучие подростков.
В исследовании использовались данные из Ирландии, США и Великобритании. В Ирландии оно охватило 5 363 молодых людей, которые отслеживались в рамках проекта «Расти в Ирландии». В США данные охватывали 709 человек различного возраста. В Великобритании набор данных включал ответы 11 884 подростков и их опекунов, опрошенных в рамках когортного исследования «Миллениум».