В прошлом году человечество уничтожило тропический лес размером с Англию, что является третьим по величине сокращением подобных лесных зон с момента появления глобальных спутниковых данных в 2001 году. Исследователи сообщили об этом сегодня, 25 апреля.
Темпы исчезновения поражают – каждую минуту вырубается площадь эквивалентная размерам 30 футбольных полей, а за год уничтожаются 12 миллионов гектаров тропических лесов.
Согласно ежегодной оценке ученых из Global Forest Watch, расположенной в Университете Мэриленда, почти треть этой области, около 36 000 квадратных километров, являлась нетронутым первичным тропическим лесом.
«Впервые мы можем различать потери древесного покрова в нетронутых естественных тропических лесах, содержащих деревья, которым могут быть сотни, а то и тысячи лет», – сказала руководительница группы Микаэла Вайссе журналистам AFP.
Тропические леса являются самым богатым хранилищем дикой природы на планете и критически важной губкой для поглощения нагревающего планету CO2.
Несмотря на множество контрмер, как на национальном, так и на международном уровне, вырубка лесов с начала столетия практически не ослабевает.
Глобальные потери лесов достигли своего пика в 2016 году, отчасти из-за погодных условий Эль-Ниньо и неконтролируемых пожаров в Бразилии и Индонезии.
Основными движущими силами сокращения лесных зон являются животноводство и крупное товарное сельское хозяйство – пальмовое масло в Азии и Африке, соевые бобы и биотопливные культуры в Южной Америке.
Мелкое коммерческое земледелие, например выращивание какао, тоже может привести к вырубке лесов.
Четверть потерь тропического древесного покрова в 2018 году произошла в Бразилии, причем на Демократическую Республику Конго и Индонезию приходится около 10 процентов.
Малайзия и Мадагаскар также продемонстрировали высокий уровень вырубки лесов в прошлом году.
Почти треть всех уничтоженных первичных лесов находилась в Бразилии (13 500 квадратных километров), причем Демократическая Республика Конго (4800 квадратных километров), Индонезия (3400 квадратных километров), Колумбия (1800 квадратных километров) и Боливия (1500 квадратных километров) пополнили пятерку лидеров.
Мадагаскар потерял два процента всего своего тропического леса в 2018 году.
Индонезия – светлое пятно
«В настоящее время мировой лес образно находится в отделении неотложной помощи», – отметила Фрэнсис Сеймур, выдающийся старший научный сотрудник Института мировых ресурсов, аналитического центра по экологической политике, базирующегося в Вашингтоне.
«На карту поставлено здоровье планеты, а нынешней помощи недостаточно», – добавила она.
«С каждым потерянным гектаром мы становимся все ближе к страшному сценарию безудержного изменения климата».
Во всем мире леса поглощают около 30 процентов антропогенных выбросов парниковых газов, что составляет чуть более 11 миллиардов тонн CO2 в год.
Океаны тоже являются основной «губкой», впитывающей еще 23 процента.
Сжигание или вырубка обширных тропических лесов не только выделяет углерод в атмосферу, но и уменьшает размер губки, способной поглощать CO2.
Одним из ярких моментов в отчете была Индонезия, которая потеряла 3400 квадратных километров первичного леса в 2018 году, то есть на 63 процента меньше, чем в 2016 году.
В 2015 году сильные лесные пожары на Суматре, Борнео и других индонезийских островах уничтожили 20 000 квадратных километров и вызвали вредное для здоровья загрязнение на огромном участке Юго-Восточной Азии.
В Бразилии, однако, линии тренда движутся в неправильном направлении.
«Наши данные показывают значительный всплеск исчезновения лесов в 2016 и 2017 годах, связанных с антропогенными пожарами», – отметила Вайсс при комментировании ситуации в Бразилии.
«Мы также наблюдаем вторжение в земли коренных народов, которые годами не были подвержены обезлесению».
Президент Бразилии Жаир Болсонару, вступивший в должность в январе, пообещал сократить экологические нормы, а также разрешить коммерческое земледелие и добычу полезных ископаемых в местных заповедниках, которые составляют более 10 процентов территории Бразилии.
Исследователи подчеркнули, что Болсонару не пробыл в офисе достаточно долго, чтобы оценить влияние его политики на обезлесение.
В то же время в Западной Африке 70 процентов потерь первичных лесов в Гане и Кот-д’Ивуаре произошли в охраняемых районах, что указывает на необходимость более строгого контроля.