В России разработана новая узкоспециализированная ракета класса «воздух-воздух» большой дальности К-77М, которая предназначена прежде всего для Су-57 и дает ему преимущество перед основными конкурентами стран Запада. Об этом пишет американское военное издание Military Watch. Перевод основных положений публикации представлен изданием Discover24.

Даже несмотря на впечатляющие характеристики, потенциал любого истребителя в воздушном бою во многом зависит от того, какие виды ракет класса «воздух-воздух» он способен развернуть. Например, пакистанский легкий истребитель JF-17, малопримечательный по своим боевым возможностям, может использовать одни из самых совершенных в мире ракет класса «воздух-воздух» большой дальности, такие как китайские PL-12 и новейшие варианты PL-15 и PL- 10, и имеет сложные датчики для поддержки этих ракет. Это потенциально дает ему преимущество перед более совершенными по характеристикам истребителями, такими как МиГ-29 индийских ВВС, в бою за пределами видимости.

Ярким примером обратного являются военно-воздушные силы Ирака, Венесуэлы и Египта, которые, несмотря на наличие на вооружении относительно боеспособных истребителей F-16, располагают для их вооружения лишь устаревшими ракетами, которые не позволяют им создавать серьезную угрозу в воздушном бою.

Что касается Су-57, его способность бороться за превосходство в воздухе с наиболее мощными истребителями противника также будет во многом зависеть от боеспособности развернутых ракет класса «воздух-воздух».

Большинство российских истребителей, в том числе основа их парка современных самолетов для завоевания превосходства в воздухе Су-35, полагаются на модернизированные варианты Р-27 времен «холодной войны». Они опираются на полуактивные радары, что долгое время позволяло им считаться самой совершенной ракетой класса «воздух-воздух» в мире. Но сейчас это решение уступает по своим возможностям современным ракетам с активным радиолокационным самонаведением, таким как Р-77 и американские AIM-120C/D, пишут авторы Military Watch.

Хотя современные варианты российской Р-77 грозны, они считаются гораздо менее мощными по сравнению с новейшими американскими и китайскими ракетами большой дальности AIM-120D и PL-15. Поскольку США и Китай приступили к разработке новых поколений еще более мощных ракет, Россия рисковала остаться позади. Таким образом, для Су-57 была разработана новая узкоспециализированная ракета класса «воздух-воздух» большой дальности К-77М, которая должна дать ему преимущество перед основными конкурентами.

Имея дальность действия более 190 км, это не самая дальнобойная из разработанных Россией ракет данного класса, но во многих отношениях она является самой продвинутой. Дальность К-77М находится между китайским PL-15 (200-300 км) и американским AIM-120D (160-180 км), что обеспечивает удобное преимущество по дальности перед западными истребителями. Ракета, по сообщениям, также использует радар типа AESA, как и китайская PL-15, но при этом затрудняет подавление помех и обеспечивает лучшую блокировку против самолетов-невидимок.

В то время как российские ракеты большей дальности были разработаны в первую очередь для поражения крупных и неманевренных целей, таких как системы ДРЛО, воздушные заправщики, бомбардировщики и транспортные самолеты, К-77М оптимизирован для поражения небольших и подвижных целей на больших дальностях. Наиболее примечательной особенностью конструкции является использование в носовой части активной фазированной антенной решетки (АФАР) системы наведения, которая является ключом к повышению ее точности и лишению вражеских истребителей возможности уклониться от атаки.

Помимо Су-57, К-77М допускается использовать для оснащения российских истребителей предшествующих поколений, таких как Су-35, Су-30СМ2 и Су-27СМ3, которые обладают относительно современными датчиками, подходящими для наведения таких ракет. Таким образом, К-77М будет иметь ключевое значение для частичного восстановления ракетного преимущества, которым Россия располагала в последние годы «холодной войны», и для подготовки российских ВВС к борьбе с угрозами ракет следующего поколения, таким как американская AIM-260, которая в настоящее время находится в стадии разработки.

К-77М также может значительно повысить интерес иностранцев к российским истребителям, и в частности к Су-57, и продаваться существующим операторам высококлассных российских истребителей, таким как Китай и Египет, с потенциалом серьезно усилить их возможности по сравнению с прежними Р-77. Хотя все еще неизвестно, насколько широко будут развернуты К-77М и будут ли они использоваться для оснащения других массовых истребителей, таких как Су-30, но их появление у границ НАТО, как ожидается, станет причиной для серьезного беспокойства на Западе.