Ученые из Орхусского университета открыли новый способ улучшения памяти, основанный на усилении воспоминаний через эмоциональные переживания. Исследование, результаты которого были опубликованы в научном журнале eLife, предлагает альтернативу традиционной модели Хебба, согласно которой память формируется за счет укрепления связей между одновременно активированными нервными клетками.

В новом исследовании ученые обнаружили, что синаптическая пластичность может распространяться на соседние, ранее не задействованные синапсы, что получило название гетеросинаптической пластичности. Эксперименты проводились на мышах с использованием оптогенетической стимуляции нейронов миндалевидного тела, зоны мозга, отвечающей за чувство страха, совместно с ударами электрического тока. Наблюдения показали, что если стимуляция светом проводилась до, после или даже спустя сутки после удара током, это способствовало формированию долговременной ассоциативной памяти.

Эти выводы предполагают, что гетеросинаптическая пластичность позволяет последующим эмоциональным переживаниям усиливать воспоминания даже спустя время после первоначального события. Открытие может открыть новые возможности для разработки методов обучения и терапевтических подходов, направленных на улучшение памяти.