В случае наземной войны в Европе без применения ядерных вооружений решающее значение будет иметь стремительность действий и Россия в этом отношении имеет преимущество. Такое мнение высказывает военный обозреватель Ставрос Атламазоглу в американском интернет-издании «1945» (19FortyFive). Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

Любой конфликт между Россией и НАТО, скорее всего, произойдет либо в Прибалтике, либо в Черноморском регионе. НАТО только что представило новую стратегию борьбы с “агрессией России” в Европе и в других местах. Эта стратегия, получившая название «Концепция сдерживания и обороны в евроатлантическом регионе», направлена ​​на борьбу с кибернетическими, ядерными, гибридными и обычными угрозами со стороны Москвы.

Но подход НАТО к Москве по-прежнему сосредоточен на надежном сдерживании и обороне, а это означает, что Североатлантический альянс не будет предпринимать никаких наступательных операций – или, по крайней мере, не спровоцирует войну.

В случае наземной войны решающее значение будут иметь скорость и резкость действий. У России при этом возникает преимущество, поскольку она стала бы атакующей силой. Скорее всего, Москва попытается захватить страны Балтии (Литву, Эстонию и Латвию).

В результате ключевую роль сыграет сдерживающая сила НАТО в первые часы и дни военных действий. Если страны на восточном рубеже НАТО при поддержке США и других сил альянса смогут остановить или хотя бы задержать наступление России, это даст время для прибытия подкреплений.

Но если российским военным удастся нейтрализовать передовые силы НАТО и прорваться, ситуация для Альянса станет крайне сложной. После захвата стран Балтии российские войска попытаются предотвратить контратаку НАТО под руководством США или защититься от нее. Конфликт может также обостриться в арктическом регионе, где НАТО имеет преимущество на море.

Британские военные аналитики считают, что в наземной войне между НАТО и Россией Москва может «нанести высокоточные обычные удары, используя крылатые и баллистические ракеты по значимым в военном, экономическом и политическом отношениях целям в различных точках Европы, включая Великобританию», и попытается потопить корабли, доставляющие войска и боевую технику из США.

Порядок ведения боя стран-членов НАТО и партнеров в регионе следующий:

На суше страны Балтии (Литва, Эстония и Латвия) могут выставить около 20 500 военнослужащих и до 80 000 резервистов, 247 боевых машин пехоты и примерно 300 артиллерийских орудий всех калибров. В море три балтийских страны имеют общую численность в 14 судов, при этом они не имеют значительного парка самолетов и полагаются на НАТО в своей противовоздушной обороне.

Скандинавские страны (Дания, Норвегия, а также Финляндия и Швеция, не входящие в НАТО) могут выставить около 72 000 военнослужащих и 380 000 резервистов, 415 танков, 783 боевых машины пехоты и около 1730 артиллерийских орудий. В море скандинавы располагают 55 надводными кораблями различных размеров и возможностей и 11 подводными лодками. В воздухе объединенная сила скандинавских стран составляет около 250 самолетов, в том числе JAS-39 Gripen (Швеция), F-16 (Норвегия и Дания), F-35 (Норвегия и Дания) и F-18 Hornet (Финляндия).

Российские вооруженные силы способны выставить 900 000 человек на действительной службе и 2 миллиона солдат из резерва, 2 800 танков (с десятками тысяч в резерве), 4 500 боевых машин пехоты и 3 900 артиллерийских орудий. В воздухе Москва может задействовать 1800 самолетов, а в море – 115 надводных кораблей всех размеров и функций и 60 подводных лодок.

Эти цифры не являются исчерпывающими и не учитывают оперативную группу НАТО, развернутую в регионе, польские вооруженные силы или любые формирования США в Германии.

Кроме того, вышеупомянутые сценарии предполагают, что ни НАТО, ни Москва не будут стремиться применить ядерное оружие – даже тактическое – в потенциальном конфликте, таким образом гарантируя, что он останется локальным или региональным делом и не приведет к нежелательной эскалации.