Поскольку ожидается, что каждый четвертый человек будет испытывать проблемы с психическим здоровьем в какой-то период времени, расширение доступа к лечению стало жизненно необходимым. Но сделать это непросто. Терапевтам требуется обширная подготовка, а наиболее эффективные формы терапии включают обучение пациентов в повседневных ситуациях, что отнимает много времени и, следовательно, дорого.

Решение может быть предоставлено психологической терапией в виртуальной реальности (VR). Вот три способа, которыми виртуальная реальность может изменить лечение психических заболеваний.

Коучинг «на месте»

В большинстве своем успешные терапевтические вмешательства помогают людям изменить образ мышления, реакции или поведение в определенных ситуациях: от посадки в переполненный автобус, похода на светское мероприятие, до простого выхода из дома.

Люди склонны запоминать информацию лучше всего, когда находятся в том же физическом или психическом состоянии, в каком были при первоначальном формировании воспоминания. Это известно как экспозиционное обучение. Так, например, если нужно, чтобы кто-то запомнил технику, которая поможет уменьшить его беспокойство при покупке продуктов, как правило, лучше всего посетить супермаркет во время сеанса терапии, чтобы потренировать ее.

Такой активный коучинг «на месте» редко происходит с профессиональным терапевтом из-за таких факторов, как стоимость и время. Вот здесь-то и может помочь VR.

Среда виртуальной реальности создает иммерсивное моделирование окружающей среды реального мира, позволяя ходить и взаимодействовать с окружающей средой, как если бы она была реальной. Вы можете входить в ситуации, которые обычно кажутся сложными, и изучать психологические приемы преодоления трудностей вместе с виртуальным или реальным терапевтом.

Важно отметить, что хотя мы знаем, что среда VR – это просто симуляция, мы, тем не менее, реагируем так же, как и в соответствующей реальной среде, как психологически, так и физиологически. В результате любое обучение, полученное в VR, переносится в реальный мир.

В одном исследовании с участием 30 пациентов с серьезными параноидальными убеждениями страх перед реальными социальными ситуациями уменьшился вдвое после одного сеанса коучинга в виртуальной реальности. Подобные результаты были замечены для ряда других переживаний, таких как страх высоты и социальная тревожность.

Гибкость

Виртуальная реальность не только более практична, но и предпочтительна среди людей, попавших в спровоцировавшую тревогу ситуацию, ведь они знают, что это всего лишь симуляция. Также легче неоднократно пробовать ситуации, которые слишком пугающие или, возможно, слишком стыдные, чтобы пробовать их в реальном мире.

Сценарии виртуальной реальности также могут быть оценены по сложности или даже индивидуализированы для каждого человека. В исследовании VR по лечению боязни высоты в Оксфордском университете участники начинали с виртуального атриума десятиэтажного здания, а затем могли выбирать, на какой этаж перейти. Идея заключалась в том, чтобы начать тренироваться на нижних, менее страшных этажах и постепенно подниматься по мере того, как они становятся более уверенными.

Виртуальная реальность также позволила исследователям сделать некоторые сценарии более интересными для участников, например, выполнение заданий, в которых они спасали котенка или должны были лопать пузыри. Эта дополнительная гибкость в том, как участники смогли противостоять своему страху, может быть одной из причин, почему их снижение превысило таковое при традиционной экспозиционной терапии.

Гибкость виртуальной реальности также означает, что ее можно адаптировать для лечения ряда проблем психического здоровья. VR-методы лечения были разработаны для многих фобий, таких как пауки, а также для других расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, социальная тревожность, депрессия, расстройства пищевого поведения, психозы и зависимости.

Автоматизация

Возможно, наиболее значительным преимуществом VR-терапии является то, что ее можно автоматизировать. Это означает, что в VR может быть виртуальный тренер, который объяснит терапию и научит психологическим техникам.

Например, команда ученых разработала виртуального тренера по имени Ник, который используется в текущих исследованиях в области виртуальной реальности для лечения психических заболеваний. Ник поддерживает пользователей и дает им идеи о психологических методах, которые можно попробовать во время лечения.

Виртуальные тренеры, такие как Ник, могут работать как терапевты, но терапевту не нужно присутствовать на каждом сеансе виртуальной реальности. Вместо этого дипломированный психолог или, например, кто-то, кто пережил подобный опыт, может проводить сеансы с пользователем, обеспечивая поддержку и руководство вместе с виртуальным тренером.

Поскольку доступно гораздо больше дипломированных психологов, чем высококвалифицированных терапевтов, VR-терапия может помочь обеспечить большему количеству людей доступ к лечению, которое им может понадобиться, без промедления. VR-лечение, вероятно, будет более доступным по той же причине.

Постоянное совершенствование оборудования виртуальной реальности означает, что в ближайшем будущем эта технология станет все более доступной и удобной для использования в службах психического здоровья для лечения целого ряда заболеваний. Хотя она никогда не заменит терапевтов, она может увеличить количество людей, имеющих доступ к терапии.