МиГ-29 поступил на вооружение советских ВВС в 1982 году и был первым истребителем четвертого поколения, находившимся на вооружении страны. Самолет среднего веса во многом напоминал F-18C Hornet ВМС США и использовал аналогичную конфигурацию с двумя двигателями. Созданный для борьбы с американскими истребителями F-16 и F-15, самолет долгое время считался обладающим непревзойденными летными характеристиками, а его маневренность оставалась несравненной, особенно на малых скоростях.

Истребитель использовал ракеты класса «воздух-воздух» нового поколения, в том числе Р-27 и Р-73, для дальнего и ближнего боя, которые в то время считались более удачными, чем их западные аналоги. Это заставило США разработать AIM-120 и AIM-9X, чтобы восстановить свои преимущества после окончания холодной войны.

МиГ-29 был также первым серийно выпускаемым истребителем с инфракрасной системой поиска и слежения, особенность, которую американские самолеты начали широко внедрять только три десятилетия спустя. Она позволяла ему работать без какой-либо радиолокационной программы на средних дальностях. Несмотря на свои передовые возможности, МиГ-29 был самым дешевым советским истребителем, производившимся к концу 1980-х годов. После его появления выпустили более тяжелый и дорогостоящий МиГ-31, а также Су-27, который представлял собой тяжелый истребитель того же весового диапазона, что и американский F-15 Eagle.

Производство МиГ-29 значительно сократилось после распада Советского Союза, поскольку российские ВВС стали меньше и спрос со стороны бывших государств Варшавского договора в Восточной Европе фактически прекратился. Постсоветская Россия также перестала предлагать МиГ-29 в обмен на кредиты, а это означало, что такие страны, как Куба и Сирия, которые в противном случае не смогли бы позволить себе эти самолеты, были вынуждены ограничить планы по их приобретению.

Крах иракской экономики и эмбарго ООН на поставки оружия в страну, а также давление Запада с целью прекратить продажу МиГ-29 Ирану также положили конец перспективам дальнейших продаж двум богатым нефтью ближневосточным государствам, которые были основными заказчиками самолетов и, как ожидалось, в 90-х годах должны были сделать множественные приобретения.

Тем не менее МиГ-29 широко экспортировался, причем Северная Корея производит истребители по лицензии, и самолеты получают контракты на продажу в Азии, а также в Латинской Америке и большей части Африки. Хотя МиГ-29 используется в ВВС России лишь в ограниченном количестве, с течением времени он был значительно модернизирован, и несколько усовершенствованных вариантов были произведены в первую очередь для нужд экспортных заказчиков. Усовершенствованный истребитель следующего поколения МиГ-35 также поступил на вооружение в 2019 году и был во многом основан на конструкции МиГ-29.

Ниже приводится краткая оценка возможностей шести наиболее известных вариантов МиГ-29, а также МиГ-35.

МиГ-29А

МиГ-29А был исходным базовым вариантом истребителя МиГ-29, и к моменту распада Советского Союза было произведено около 1000 самолетов, из которых около 700 эксплуатировались только в советских ВВС. Среди других были Северная Корея, Куба, Сирия, Индия, Иран и Ирак, а также восточноевропейские государства Болгария, Чехословакия, Восточная Германия, Венгрия, Румыния и Югославия.

Хотя Россия больше не использует оригинальные самолеты МиГ-29А, а те, которые находятся на вооружении за рубежом во многих странах, таких как Индия и Северная Корея, были модернизированы, базовые МиГ-29А с небольшими существенными усовершенствованиями продолжают служить в таких странах, как Сирия, Сербия, Эритрея и Куба, а также несколько советских государств-преемников.

Истребители обладали впечатляющими летными характеристиками, но были ограничены их возможностями обмена данными и относительно слабым радаром. Хотя радар МиГ-29А был намного мощнее, чем у американского F-16A, с которым они были созданы как конкуренты, он был все более посредственным по мере совершенствования радиолокационных технологий в 1990-х и 2000-х годах. Дальность полета самолета также была относительно ограничена из-за высокого расхода топлива двумя двигателями. Это побудило Россию вложить значительные средства в улучшение истребителей с помощью новых датчиков и более экономичных двигателей, а также увеличения внутреннего запаса топлива.

МиГ-29С

МиГ-29С – это ранняя относительно консервативная модернизация конструкции МиГ-29, которая широко использовалась, в частности, в Перу, Судане и Алжире. Истребители оснащены четырьмя новыми компьютерами и новой системой управления полетом, обеспечивающей лучший контроль. Самолет может нести большую боевую нагрузку, чем исходный МиГ-29А, и оснащен новой системой радиоэлектронной борьбы L-203BE Гардения-1.

Наиболее заметным усовершенствованием МиГ-29С по сравнению с оригинальным МиГ-29А является интеграция РЛС Фазотрон N019M, которая позволяет ему работать независимее, без поддержки со стороны земли. Самолет также может отслеживать большее количество целей, в общей сложности до десяти, и гораздо лучше приспособлен для точного развертывания боеприпасов класса «воздух-земля».

МиГ-29СМТ

МиГ-29СМТ был разработан как пакет модернизации оригинального МиГ-29А и широко продавался за рубежом, странам, пользовавшимся старой версией. Самолет заметно отличается из-за большего размера, что позволяет вмещать больше топлива, увеличивая дальность полета истребителя до 2 100 км.

Дополнительный вес компенсируется установкой двигателей РД-33 серии 3, каждый из которых развивает тягу 81 кН, что гарантирует, что большее количество топлива не ухудшит летные характеристики МиГ-29. У истребителя есть кабина с ручным управлением дроссельной заслонкой и ручкой (HOTAS) с цветными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями, а его авионика и датчики намного лучше подходят для управления современным управляемым оружием класса «воздух-земля».

Радар истребителя Жук-МЭ революционизирует ситуационную осведомленность по сравнению с оригинальным МиГ-29А и позволяет каждому поражать больше целей одновременно. СМТ особенно ценится за возможность использования в качестве пакета модернизации для доведения множества самолетов МиГ-29А по всему миру, в том числе сотен, хранящихся в самой России, до современного уровня. Более консервативный пакет модернизации МиГ-29БМ был разработан в Беларуси и использовался для модернизации собственных самолетов страны, а также самолетов ВВС Бангладеш.

МиГ-29УПГ

МиГ-29УПГ похож на МиГ-29СМТ, но был разработан специально для нужд ВВС Индии. Как и СМТ, УПГ – это в первую очередь пакет модернизации старых МиГ-29А, включая те, которые уже находятся на вооружении ВВС Индии, и нескольких проданных в Индию со складов в России.

Самолет использует ту же РЛС Жук-МЭ, что и МиГ-29СМТ, и отличается, прежде всего, тем, что использует некоторую нероссийскую авионику. Контракт на сумму 900 миллионов долларов на модернизацию 69 истребителей МиГ-29А в ВВС Индии был подписан в 2011 году, и впоследствии было размещено несколько заказов, в том числе в 2019 и 2020 годах.

МиГ-29М

МиГ-29М представляет собой наиболее радикальную и амбициозную версию конструкции МиГ-29, представленную на вооружении военно-воздушных сил мира, и в отличие от вышеупомянутых вариантов, направленных на улучшение базового МиГ-29А и доступных в виде пакетов модернизации. МиГ-29М – это переработанная конструкция, оптимизирующая характеристики. Технологии, разработанные для МиГ-29М, сильно повлияли на другие варианты модернизации, например, МиГ-29СМТ, с предложением пакета СМТ, позволяющего странам использовать многие возможности варианта M без необходимости приобретать новые постсоветские самолеты.

Это было особенно важно из-за огромного количества МиГ-29, построенных в советское время. Однако с использованием нового МиГ-29М его можно было бы переделать в более легкий и прочный самолет с применением новых композитных материалов.

Срок службы МиГ-29М был увеличен до 4000 часов, обслуживание было упрощено, а эксплуатационные расходы стали ниже по сравнению с более старыми вариантами. Двигатели истребителя РД-33МК обеспечивали превосходные летные характеристики, а интеграция РЛС Жук-МЭ обеспечивала гораздо большую ситуационную осведомленность.

Среди примечательных особенностей – интеграция блока активных помех МСП-418K, созданного для имитации управляемых ракет с радиолокационным наведением, и блока наведения T220/e для повышения точности ударов воздух-земля. Такие ракеты, как крылатая ракета Х-35 и ракета земля-воздух Р-77, широко использовались на новых самолетах, которые экспортировались в Египет и Алжир в количестве 46 и 14 единиц соответственно. МиГ-29М считается истребителем «поколения 4+» и ликвидирует разрыв между оригинальным МиГ-29А и МиГ-35 поколения «4 ++». Самолеты были менее популярны на экспортных рынках, чем модернизированные на базе оригинального МиГ-29А, такие как МиГ-29С и конструкции СМТ, из-за их более высокой стоимости.

МиГ-29К

МиГ-29К – это авианосный вариант истребителя МиГ-29М, два из которых представляют собой наиболее мощные варианты МиГ-29. Самолет является основным авианосным истребителем ВМС Индии, а также в ограниченном количестве представлен на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов», где в 2016 году он провел боевое развертывание против исламистских повстанцев в Сирии.

По сравнению с МиГ-29М, МиГ-29К использует усиленный планер и шасси, чтобы выдерживать нагрузки при посадке авианосца, и хвостовой крюк, чтобы иметь возможность работать с авианосцами с использованием аэрофинишера. Складывающиеся крылья позволяют размещать его на палубе авианосца или внутри с минимальными требованиями к пространству. Также была расширена колея шасси истребителя.

Использование истребителем бездымных двигателей РД-33МК, мощность которых на семь процентов выше, чем у базового РД-33, используемого на более старых вариантах МиГ-29, делает самолет более подходящим для авианосных операций.

МиГ-35

МиГ-35 был разработан как преемник МиГ-29 из того же весового диапазона, и, хотя он может похвастаться расширенными возможностями «поколения 4 ++», его конструкция унаследована от МиГ-29М.

Истребитель изготовлен с использованием более современных технологий и некоторых новейших композитных материалов, которые упрощают обслуживание и делают его более долговечным, а также повышают уровень боевой готовности. Поступивший на вооружение в 2019 году, истребитель первым в ВВС России установил радар Фазотрон Жук-АЭСА в носу, который позволяет ему отслеживать одновременно до 30 целей на расстоянии более 300 км.

Этот мощный сенсорный комплекс позволяет развертывать целый ряд нового оружия, включая ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М с дальностью действия 400 км, крылатые ракеты Х-36 и, возможно, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» К-77 АПАА с дальностью полета более 190 км. Х-36 в сочетании с мощностью сенсорного комплекса истребителя обеспечивает гораздо более надежную ударную способность, чем когда-либо МиГ-29. Самолет также может похвастаться увеличенной боевой нагрузкой по  сравнению с оригинальным МиГ-29, он может развернуть до восьми ракет – вдвое больше, чем у американского F-35, и столько же, сколько у тяжелых реактивных самолетов, таких как F-15C и Су-27С.

Истребитель извлекает выгоду из интеграции других новых технологий, включая лазерное оружие и ограниченное применение искусственного интеллекта, и, как ожидается, в конечном итоге он полностью заменит МиГ-29М.