МиГ-29 поступил на вооружение советских ВВС в 1982 году и был первым истребителем четвертого поколения, находившимся на вооружении страны. Самолет среднего веса во многом напоминал F-18C Hornet ВМС США и использовал аналогичную конфигурацию с двумя двигателями. Созданный для борьбы с американскими истребителями F-16 и F-15, самолет долгое время считался обладающим непревзойденными летными характеристиками, а его маневренность оставалась несравненной, особенно на малых скоростях.

Истребитель использовал ракеты класса «воздух-воздух» нового поколения, в том числе Р-27 и Р-73, для дальнего и ближнего боя, которые в то время считались более удачными, чем их западные аналоги. Это заставило США разработать AIM-120 и AIM-9X, чтобы восстановить свои преимущества после окончания холодной войны.

МиГ-29 был также первым серийно выпускаемым истребителем с инфракрасной системой поиска и слежения, особенность, которую американские самолеты начали широко внедрять только три десятилетия спустя. Она позволяла ему работать без какой-либо радиолокационной программы на средних дальностях. Несмотря на свои передовые возможности, МиГ-29 был самым дешевым советским истребителем, производившимся к концу 1980-х годов. После его появления выпустили более тяжелый и дорогостоящий МиГ-31, а также Су-27, который представлял собой тяжелый истребитель того же весового диапазона, что и американский F-15 Eagle.

Производство МиГ-29 значительно сократилось после распада Советского Союза, поскольку российские ВВС стали меньше и спрос со стороны бывших государств Варшавского договора в Восточной Европе фактически прекратился. Постсоветская Россия также перестала предлагать МиГ-29 в обмен на кредиты, а это означало, что такие страны, как Куба и Сирия, которые в противном случае не смогли бы позволить себе эти самолеты, были вынуждены ограничить планы по их приобретению.

Крах иракской экономики и эмбарго ООН на поставки оружия в страну, а также давление Запада с целью прекратить продажу МиГ-29 Ирану также положили конец перспективам дальнейших продаж двум богатым нефтью ближневосточным государствам, которые были основными заказчиками самолетов и, как ожидалось, в 90-х годах должны были сделать множественные приобретения.

Тем не менее МиГ-29 широко экспортировался, причем Северная Корея производит истребители по лицензии, и самолеты получают контракты на продажу в Азии, а также в Латинской Америке и большей части Африки. Хотя МиГ-29 используется в ВВС России лишь в ограниченном количестве, с течением времени он был значительно модернизирован, и несколько усовершенствованных вариантов были произведены в первую очередь для нужд экспортных заказчиков. Усовершенствованный истребитель следующего поколения МиГ-35 также поступил на вооружение в 2019 году и был во многом основан на конструкции МиГ-29.

Ниже приводится краткая оценка возможностей шести наиболее известных вариантов МиГ-29, а также МиГ-35.

МиГ-29А

МиГ-29А был исходным базовым вариантом истребителя МиГ-29, и к моменту распада Советского Союза было произведено около 1000 самолетов, из которых около 700 эксплуатировались только в советских ВВС. Среди других были Северная Корея, Куба, Сирия, Индия, Иран и Ирак, а также восточноевропейские государства Болгария, Чехословакия, Восточная Германия, Венгрия, Румыния и Югославия.

Хотя Россия больше не использует оригинальные самолеты МиГ-29А, а те, которые находятся на вооружении за рубежом во многих странах, таких как Индия и Северная Корея, были модернизированы, базовые МиГ-29А с небольшими существенными усовершенствованиями продолжают служить в таких странах, как Сирия, Сербия, Эритрея и Куба, а также несколько советских государств-преемников.

Истребители обладали впечатляющими летными характеристиками, но были ограничены их возможностями обмена данными и относительно слабым радаром. Хотя радар МиГ-29А был намного мощнее, чем у американского F-16A, с которым они были созданы как конкуренты, он был все более посредственным по мере совершенствования радиолокационных технологий в 1990-х и 2000-х годах. Дальность полета самолета также была относительно ограничена из-за высокого расхода топлива двумя двигателями. Это побудило Россию вложить значительные средства в улучшение истребителей с помощью новых датчиков и более экономичных двигателей, а также увеличения внутреннего запаса топлива.

МиГ-29С

МиГ-29С – это ранняя относительно консервативная модернизация конструкции МиГ-29, которая широко использовалась, в частности, в Перу, Судане и Алжире. Истребители оснащены четырьмя новыми компьютерами и новой системой управления полетом, обеспечивающей лучший контроль. Самолет может нести большую боевую нагрузку, чем исходный МиГ-29А, и оснащен новой системой радиоэлектронной борьбы L-203BE Гардения-1.

Наиболее заметным усовершенствованием МиГ-29С по сравнению с оригинальным МиГ-29А является интеграция РЛС Фазотрон N019M, которая позволяет ему работать независимее, без поддержки со стороны земли. Самолет также может отслеживать большее количество целей, в общей сложности до десяти, и гораздо лучше приспособлен для точного развертывания боеприпасов класса «воздух-земля».

МиГ-29СМТ

МиГ-29СМТ был разработан как пакет модернизации оригинального МиГ-29А и широко продавался за рубежом, странам, пользовавшимся старой версией. Самолет заметно отличается из-за большего размера, что позволяет вмещать больше топлива, увеличивая дальность полета истребителя до 2 100 км.

Дополнительный вес компенсируется установкой двигателей РД-33 серии 3, каждый из которых развивает тягу 81 кН, что гарантирует, что большее количество топлива не ухудшит летные характеристики МиГ-29. У истребителя есть кабина с ручным управлением дроссельной заслонкой и ручкой (HOTAS) с цветными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями, а его авионика и датчики намного лучше подходят для управления современным управляемым оружием класса «воздух-земля».

Радар истребителя Жук-МЭ революционизирует ситуационную осведомленность по сравнению с оригинальным МиГ-29А и позволяет каждому поражать больше целей одновременно. СМТ особенно ценится за возможность использования в качестве пакета модернизации для доведения множества самолетов МиГ-29А по всему миру, в том числе сотен, хранящихся в самой России, до современного уровня. Более консервативный пакет модернизации МиГ-29БМ был разработан в Беларуси и использовался для модернизации собственных самолетов страны, а также самолетов ВВС Бангладеш.

МиГ-29УПГ

МиГ-29УПГ похож на МиГ-29СМТ, но был разработан специально для нужд ВВС Индии. Как и СМТ, УПГ – это в первую очередь пакет модернизации старых МиГ-29А, включая те, которые уже находятся на вооружении ВВС Индии, и нескольких проданных в Индию со складов в России.

Самолет использует ту же РЛС Жук-МЭ, что и МиГ-29СМТ, и отличается, прежде всего, тем, что использует некоторую нероссийскую авионику. Контракт на сумму 900 миллионов долларов на модернизацию 69 истребителей МиГ-29А в ВВС Индии был подписан в 2011 году, и впоследствии было размещено несколько заказов, в том числе в 2019 и 2020 годах.

МиГ-29М

МиГ-29М представляет собой наиболее радикальную и амбициозную версию конструкции МиГ-29, представленную на вооружении военно-воздушных сил мира, и в отличие от вышеупомянутых вариантов, направленных на улучшение базового МиГ-29А и доступных в виде пакетов модернизации. МиГ-29М – это переработанная конструкция, оптимизирующая характеристики. Технологии, разработанные для МиГ-29М, сильно повлияли на другие варианты модернизации, например, МиГ-29СМТ, с предложением пакета СМТ, позволяющего странам использовать многие возможности варианта M без необходимости приобретать новые постсоветские самолеты.

Это было особенно важно из-за огромного количества МиГ-29, построенных в советское время. Однако с использованием нового МиГ-29М его можно было бы переделать в более легкий и прочный самолет с применением новых композитных материалов.

Срок службы МиГ-29М был увеличен до 4000 часов, обслуживание было упрощено, а эксплуатационные расходы стали ниже по сравнению с более старыми вариантами. Двигатели истребителя РД-33МК обеспечивали превосходные летные характеристики, а интеграция РЛС Жук-МЭ обеспечивала гораздо большую ситуационную осведомленность.

Среди примечательных особенностей – интеграция блока активных помех МСП-418K, созданного для имитации управляемых ракет с радиолокационным наведением, и блока наведения T220/e для повышения точности ударов воздух-земля. Такие ракеты, как крылатая ракета Х-35 и ракета земля-воздух Р-77, широко использовались на новых самолетах, которые экспортировались в Египет и Алжир в количестве 46 и 14 единиц соответственно. МиГ-29М считается истребителем «поколения 4+» и ликвидирует разрыв между оригинальным МиГ-29А и МиГ-35 поколения «4 ++». Самолеты были менее популярны на экспортных рынках, чем модернизированные на базе оригинального МиГ-29А, такие как МиГ-29С и конструкции СМТ, из-за их более высокой стоимости.

МиГ-29К

МиГ-29К – это авианосный вариант истребителя МиГ-29М, два из которых представляют собой наиболее мощные варианты МиГ-29. Самолет является основным авианосным истребителем ВМС Индии, а также в ограниченном количестве представлен на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов», где в 2016 году он провел боевое развертывание против исламистских повстанцев в Сирии.

По сравнению с МиГ-29М, МиГ-29К использует усиленный планер и шасси, чтобы выдерживать нагрузки при посадке авианосца, и хвостовой крюк, чтобы иметь возможность работать с авианосцами с использованием аэрофинишера. Складывающиеся крылья позволяют размещать его на палубе авианосца или внутри с минимальными требованиями к пространству. Также была расширена колея шасси истребителя.

Использование истребителем бездымных двигателей РД-33МК, мощность которых на семь процентов выше, чем у базового РД-33, используемого на более старых вариантах МиГ-29, делает самолет более подходящим для авианосных операций.

МиГ-35

МиГ-35 был разработан как преемник МиГ-29 из того же весового диапазона, и, хотя он может похвастаться расширенными возможностями «поколения 4 ++», его конструкция унаследована от МиГ-29М.

Истребитель изготовлен с использованием более современных технологий и некоторых новейших композитных материалов, которые упрощают обслуживание и делают его более долговечным, а также повышают уровень боевой готовности. Поступивший на вооружение в 2019 году, истребитель первым в ВВС России установил радар Фазотрон Жук-АЭСА в носу, который позволяет ему отслеживать одновременно до 30 целей на расстоянии более 300 км.

Этот мощный сенсорный комплекс позволяет развертывать целый ряд нового оружия, включая ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М с дальностью действия 400 км, крылатые ракеты Х-36 и, возможно, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» К-77 АПАА с дальностью полета более 190 км. Х-36 в сочетании с мощностью сенсорного комплекса истребителя обеспечивает гораздо более надежную ударную способность, чем когда-либо МиГ-29. Самолет также может похвастаться увеличенной боевой нагрузкой по  сравнению с оригинальным МиГ-29, он может развернуть до восьми ракет – вдвое больше, чем у американского F-35, и столько же, сколько у тяжелых реактивных самолетов, таких как F-15C и Су-27С.

Истребитель извлекает выгоду из интеграции других новых технологий, включая лазерное оружие и ограниченное применение искусственного интеллекта, и, как ожидается, в конечном итоге он полностью заменит МиГ-29М.

Вам может понравиться

Фонд Потанина инвестировал в компанию по разработке тренажеров-симуляторов для врачей

Компания DocClub, разрабатывающая медицинские тренажеры-симуляторы, продала 20 процентов своих акций фонду Winter Capital, который был учрежден предпринимателем Владимиром Потаниным. Стоимость проданных акций неизвестна, однако специалисты отмечают, что стартап можно оценить

Московские ученые разрабатывают систему управления компьютером с помощью взгляда

Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета работают над новейшей системой, которая позволит управлять всеми функциями компьютера с помощью одного лишь взгляда. Основной оборудования для нее станет айтрекер – прибор, который улавливает

Military Watch назвали Су-35 «охотником на истребители-невидимки» из-за радара

Поступивший на вооружение с 2014 года, российский тяжеловесный истребитель Су-35 считается первым в мире боевым самолетом «поколения 4++» и обладает рядом новых функций, ранее не использовавшихся в ВВС России. В
Погода в России: