В последнее время в учебных заведениях вводится такой элемент обучения, как читательский дневник школьника. В школьные годы каждому приходится много читать, но вот запоминается прочитанное плохо. Чтобы это исправить, специалисты решили обязать детей кратко записывать суть прочитанного, вместе с тем выражая свое мнение по прочитанному материалу.
Это полезные действия, хотя многие школьники воспринимают ведение журнала как что-то тяжелое и стараются всеми путями избежать этой обязанности. На деле же формат читательского дневника предназначен для того, чтобы запоминать прочитанное было проще. Для школьников это особенно важно – на уроках литературы приходится изучать множество произведений, и к экзаменам нужно помнить хотя бы основные детали из них.
Тетрадь, в которой записаны основные моменты, впечатления от прочтения книг и рассказов, помогает запоминать их, формировать свое мнение о прочитанном, готовиться к сдаче экзаменов.
Как красиво оформить читательский дневник
Четких правил того, как вести дневник читателя, не существует. Школьные журналы под записи впечатлений о книгах выглядят как обычная общая тетрадь средней толщины с 48 листами, разделенными на несколько колонок. В них указываются:
- название прочитанного произведения;
- даты чтения;
- самые запомнившиеся моменты в истории;
- свое впечатление от прочитанного.
Советов о том, как правильно оформить читательский дневник, множество. Школьные журналы почти всегда изготавливаются в бумажном виде – время от времени их нужно показывать преподавателю литературы, чтобы тот проверил, как ведутся записи.
Чтобы журнал читателя понравился и тому, кто его ведет, и тому, кто его проверяет, его нужно делать удобным и красочным. Основное правило – не заставляйте ребенка переписывать все содержание книги. Пусть он запишет кратко только то, что ему понравилось. Научите определять, что нравится, а что нет, и записывать это. Разрешите делать в дневнике зарисовки по сюжету – многие специалисты утверждают, что такой способ того, как вести литературный дневник, поможет быстрее формулировать свои мысли.
Современные технологии позволяют переосмыслить, что такое читательский дневник. Дети, обучающиеся в средних и старших классах, могут вести записи в электронном формате – широкое распространение получили видеозаписи с мнением о прочитанном, размещаемые на интернет-сайтах.
Если ребенку хочется узнать, как сделать дневник читателя, который будет увлекательно смотреть всем, предложите ему все возможные варианты, помогите записать видео и покажите, как смотрятся хорошо оформленные журналы. Это позволит ребенку определиться со стилем и заинтересоваться чтением.
Как писать читательский дневник
У современных родителей часто возникает вопрос о том, как писать читательский дневник. Специалисты в сфере образования советуют начинать его ведение с самого раннего возраста – еще дошкольниками дети должны привыкнуть к изложению своих мыслей в письменном виде. Для детей, которые только начинают читать и писать, не стоит устанавливать слишком жесткие правила – пусть в начале мнение о прочитанной сказке будет выражаться всего в паре слов.
Достаточно уже того, что они будут. Со временем ребенок привыкнет к тому, как оформляется читательский дневник. Начнет работать сила привычки – если вести журнал с самого начала, то он продолжится и после окончания школы.
Как оформлять дневник читателя правильно
Существует несколько правил, которых следует придерживаться в процессе создания дневника ребенком. Родителям стоит помнить про их существование, если они хотят, чтобы их ребенок сам научился тому, как оформлять дневник читателя. К этим правилам относят следующие пункты:
- Никогда не заставляйте ребенка высказывать мнение о произведении до того, как книга либо рассказ будут полностью прочитаны. Впечатление должно оставаться целостным. Только так школьник может научиться думать глубже и говорить свое мнение только в тот момент, когда известна вся история. Это – одно из главных правил того, как делается читательский дневник.
- Не контролируйте, в каком порядке и насколько быстро оставляются записи в журнале читателя. Пусть школьник сам определит, что стоит читать первым или отложить на потом. Пусть ребенок сам решает, что можно написать в читательский дневник, а что нельзя. Такая мера повысит его интерес к процессу, сделает его более увлекательным – всегда весело писать сначала о том, что нравится.
- Не подвергайте жесткой критике манеру письма, почерк, размеры и оформление отзывов. Пусть ребенок сам решает, как записать в читательский дневник собственные мысли о прочитанных книгах. И в том случае, когда они будут выражены еще и картинками, это можно считать положительным проявлением.