Последние десятилетия мировую экономику постоянно сотрясают различного рода кризисы и катаклизмы. Чего стоила одна пандемия коронавируса, отправившая в нокаут целые индустрии и еще не полностью выпустившая мир из своих цепких объятий! В2020–2022 годах рынки столкнулись с небывалыми вызовами – чтобы удержаться на плаву и крупным корпорациям, и среднему, и малому бизнесу пришлось в спешном порядке перестраивать свою работу, зачастую перепрофилируя производство, вводя новую номенклатуру товаров или услуг и меняя логистику. Профессии, находившиеся в топах рейтингов, перестали быть востребованы, при этом многие отрасли испытали значительный дефицит квалифицированных кадров.
Мы хотим поговорить о руководителях небольших консалтинговых компаний, специализирующихся на антикризисном управлении, призванных безотлагательно и эффективно вывести предприятие из кризиса, перестроить стратегию его развития, вдохнуть жизнь в убыточный или резко снизивший динамику бизнес. Перечень услуг, предоставляемых такого рода компаниями, очень широк –реструктуризация задолженности, коммуникация с банками и кредиторами, предотвращение банкротств, оперативное планирование, поиск рынков сбыта, оптимизация производства и персонала и многое другое. Нельзя сказать, что в спокойные времена этот бизнес не был востребован, однако в полной мере проявить свой профессионализм, талант стратега и навыки руководитель антикризисной консалтинговой компании может именно в сложные для бизнеса времена.
Само собой разумеется, такая работа хорошо оплачивается во всем мире, и наша страна здесь не является исключением. Принципиальным отличием сотрудничества с антикризисными компаниями от найма специалиста на постоянной основе является временный характер такого сотрудничества, а также прямая связь доходов консультантов с эффективностью процессов возрождения компании. Все это требует глубокого понимания принципов корпоративного управления и большого практического опыта. Иногда руководители антикризисных консалтинговых компаний лично выполняют в рамках контракта роль антикризисных управляющих в терпящей бедствие фирме. Именно поэтому, зачастую бывшие руководители и члены советов директоров крупнейших предприятий и концернов либо сами являются собственниками антикризисных консалтинговых фирм, либо приглашаются собственниками таких фирм в качестве руководителей.
Определение располагаемого дохода руководителя консалтинговой компании по антикризисному управлению в России представляется нетривиальной задачей из-за аутсорсингового характера деятельности, различных размеров управляемых компаний – от малых до гигантский, а также от опыта, репутации и послужного списка руководителя и его подчиненных. По свидетельству агентства EDUNEWS, средняя заработная плата таких менеджеров в период 2021–2022 годовсоставила350 тысяч рублей в месяц, при этом агентство отмечает, что подобный доход не предлагается начинающим. Впрочем, сложно найти новичков на рынке консалтинга, аудита и управления – как правило, это профессионалы с большим опытом. Аналитический сайт ЗАРПЛАТА приводит такие данные – стартовые условия начинаются от 405 тысяч рублей в месяц в небольших и средних компаниях и доходят до 1.1 миллионов у рулей у крупных и/или имеющих высокую репутацию на рынке. В качестве дополнительного ориентира можно принять во внимание, что нет никаких причин считать, что располагаемый доход руководителя антикризисной компании будет меньше, чем у генерального директора, не справившимся со своими прямыми обязанностями. А находящиеся в публичном доступе зарплаты руководителей бизнеса могут быть очень высокими. Как мы видим, разброс доходов в этой отрасли управления значительный, как и спрос на высококвалифицированные кадры.
Проведя собственное исследование на основе вакансий крупнейших рекрутинговых агентств, публикуемым доходам генеральных директоров аудиторских и консалтинговых фирм, зарплатам руководителей системных предприятий отраслей, мы пришли к следующим выводам. В 2021–2022 годах в нефтедобывающей, нефтегазовой, строительной отраслях стартовые суммы «контрактов на спасение» начинались от 600 тысяч рублей в месяц, к которым добавлялись бонусы и премии за реализацию программ. Практически не отставали от драйверов экономики логистическая, банковская и машиностроительная отрасли – временные контракты на вывод предприятия из кризиса там заключаются на срок до 1 года и обходятся компании от 570тысяч рублей в месяц без учета премиальных выплат.
В качестве дополнительного критерия нами также были использованы данные по заработным платам арбитражных управляющих, которые назначаются при банкротствах государством или крупнейшими акционерами и располагают доходом в размере от 320,000 до 660,000 рублей в месяц. В бизнес-сообществе шутят, что «лучше дорогой антикризисник, чем доступный арбитражник». Так что вполне логично предположить, что доходы квалифицированных антикризисных управляющих должны быть не ниже верхней границы этого диапазона. По полученным нами данным, временные управляющие-консультанты одного из российских гигантов, находившегося на грани банкротства в 2021 году, получали суммы в 1,3 млн рублей в месяц, причем действовала целая команда специалистов в различных областях управления. Аналитическая служба Форбс Россия приходит к аналогичным выводам, позиционируя доходы антикризисных директоров в крупных компаниях как значительные, и называя цифры в 12–16 млн рублей в год без учета процентных бонусов и различных премий.
Подводя итоги краткого исследования, можно с уверенностью отметить, что спрос на профессиональных управленцев и консультантов, способных эффективно и быстро вывести из кризиса крупное предприятие, особенно высок в периоды различного рода катаклизмов. Оплата труда руководителей антикризисных компаний является пропорционально-зависимой от оборотов и размеров «спасаемого» бизнеса, а также от опыта и послужного списка этого руководителя и его команды. В среднем, в период 2021–2022 годов средний располагаемый доход брутто таких менеджеров находился в пределах 350–610 тысяч рублей в месяц, часто достигая 1 млн рублей. При этом доходы самых высококлассных руководителей такого рода с международной репутацией и значительным опытом, особенно являющихся одновременно собственниками компаний, вполне могли доходить до1,5–1,8млн рублей в месяц с учетом заработной платы, премиальных начислений и дивидендных выплат. Причем в отличие от многих других секторов российской экономики, максимальные значения в этой сфере совершенно необязательно имеют географическую привязку. Напротив, доходы подобных руководителей в регионах Сибири и Урала – местах сосредоточения крупнейших добывающих и обрабатывающих конгломератов, могли значительно превысить потолок доходов, предлагаемых в Москве и Санкт-Петербурге.
Ситуация в экономике страны позволяет предположить, что спрос на услуги антикризисных консалтинговых компаний в ближайшее время останется на стабильно высоком уровне, а опыт и способности их руководителей по выводу бизнеса из кризиса будут оценены по достоинству собственниками и акционерами предприятий.