После двухлетнего перерыва, вызванного пандемией коронавируса, руководители норвежской и российской береговой охраны встретились лично для переговоров о готовности и совместных поисково-спасательных операциях в арктических водах. Об этом сообщает международное интернет-издание Barents Observer. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.
Российское судно береговой охраны медленно пробороздило воды залива Бёкфьорд и пришвартовалось у набережной Киркенеса. Считается, что это первый случай, когда корабль «Полярная звезда», входящий в состав модернизированного флота арктических судов ФСБ, зашел в заграничный порт.
На борту судна ледового класса длиной 93 метра находился генерал-лейтенант Станислав Маслов, начальник Пограничного управления ФСБ. По пути в Киркенес на 12-мильной морской границе двух стран во фьорде Варангер «Полярную звезду» встретило судно норвежской береговой охраны KV Nordkapp. Были проведены небольшие совместные поисково-спасательные учения, и высшие руководители обеих сторон впоследствии посетили суда друг друга.
Два корабля сопровождали друг друга в Норвежский фьорд и «Полярная звезда» в порту Киркенеса в конечном итоге встала бок о бок с «Нордкапом». «У нас хорошее сотрудничество», – заявил для Barents Observer генерал-лейтенант Ингве Одло, который возглавляет Объединенный штаб и оперативный командный центр Норвежских вооруженных сил.
«Мы все время работаем над одними и теми же вопросами. Мы стоим по обе стороны границы, проводим, выполняем установленные роли и обязанности, и на этом уровне у нас хорошее сотрудничество», – сказал Одло. Это, прежде всего, береговая охрана, поиск и спасание, а также инспекция рыболовства.
Две страны успешно сотрудничают в северных водах на протяжении нескольких десятилетий. Они управляют обширными водами Баренцева моря, одного из самых богатых рыболовных угодий в мире. Расстояния велики, а инфраструктура редка и службы береговой охраны двух стран играют решающую роль в чрезвычайных ситуациях.
«Когда возникают инциденты, у нас есть площадка, где мы можем их решить. Российская сторона ясно дает понять, что пусть «мы не всегда согласны по всем пунктам», но имеется самое главное – мы садимся и разговариваем друг с другом», – подчеркивает Одло и уверяет, что решаются и сложные вопросы. Но обе стороны держатся подальше от политики.
Поисково-спасательные операции сейчас являются одной из немногих областей, где норвежцы и россияне все еще поддерживают высокий уровень взаимодействия. Хотя норвежский генерал-лейтенант признает, что «вопросы, которые мы могли бы обсудить с Россией до 2014 года, больше не решаются, но он уверен, что две страны смогут эффективно взаимодействовать в случае серьезного кризиса.
«Я очень верю, что это сотрудничество будет работать и работать в случае серьезной аварии или инцидента, по крайней мере, мы в состоянии справиться с этим наилучшим образом», – подчеркивает Одло.
Высокопоставленные норвежские военные открыто общались с журналистами, поскольку суда двух стран находились в порту Киркенес. Иначе обстояло дело с российской делегацией, которая категорически отвергла все запросы прессы. «Это необходимо уважать. У них есть своя система, а у нас своя. Я рад поговорить с вами и я полностью уважаю то, что мой коллега смотрит на это иначе», – пояснил этот момент Одло.
Ранее издание discover24.ru опубликовало перевод публикации Barents Observer о недовольстве норвежских рыбаков все более частыми и масштабными учениями Северного флота ВМФ России.