Вместо китайских боевых вертолетов Wuzhi-10 Пакистан недавно принял решение закупить российские Ми-35М. Китайское издание Sohu утверждает, что это было сделано из желания сэкономить: «Дело не в том, что вертолеты Wuzhi-10 плохие. Напротив, они настолько хороши, что Пакистан действительно не может себе этого позволить». Перевод иностранной статьи представлен изданием discover24.ru.
По информации издания, стоимость российского боевого вертолета Ми-35М не превышает 15 миллионов долларов США, в то время как экспортно-ориентированная версия Wuzhi-10ME предлагается по цене около 20 миллионов долларов США за единицу. С учетом затрат на материально-технического обеспечения при потенциальном 30-летнем сроке эксплуатации разница в стоимости становится еще больше, поэтому выбор Пакистаном Ми-35М вполне логичен.
Тем не менее, Sohu подчеркивает: для Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Wuzhi-10 является основным боевым вертолетом. Учитывая, что северо-западная граница КНР, как правило, представляет собой высокие горы и столь же возвышенные плато, вопрос о том, насколько вертолет Wuzhi-10 приспособлен к этим условиям для ведения боя, становится определяющим.
Боевой вертолет Wuzhi-10 нередко именуется на Западе «Thunderbolt». Это первый вооруженный вертолет, созданный самостоятельно в Китае и даже в Азии в целом. За рубежом принято считать, что Wuzhi-10 изначально был разработан Конструкторским бюро вертолетов им. Камова и затем передан China Changhe Aircraft Company для дальнейшей разработки и развития массового производства. Однако это утверждение сомнительно, поскольку ОКБ Камова, как правило, разрабатывает вертолеты со спаренными винтами. В созданных им боевых вертолетах серии Ка-50/52 также используется конструкция со спаренными винтами. Нельзя сказать, что «камовцы» не смогли бы разработать боевой вертолет с традиционной компоновкой и только для Китая, вероятность этого действительно мала.
Wuzhi-10 конструктивно представляет собой стандартный современный боевой вертолет, то есть имеет аэродинамическую компоновку обычного вертолета, тандемную двухместную кабину и 23-мм однотрубную пушку под носом. Фюзеляж выполнен с короткими крыльями, на которых можно нести вооружение. Для этого на крыльях есть 4 точки внешнего крепления (по 2 с каждой стороны), на которые могут подвешиваться противотанковые ракеты «Синяя стрела-7».
Для справки: причина, по которой он называется «Синяя стрела», – это установленное в НОАК правило наименования: противотанковые ракеты наземного базирования называются «Красными стрелами», а противотанковые ракеты воздушного базирования – «Синими стрелами».
Wuzhi-10 способен нести до 16 противотанковых ракет «Синяя стрела-7» либо вооружаться 8 такими ракетами, оставляя 2 ракетных гнезда для другого оснащения. Это очень эффективный вертолет с противотанковым вооружением.
Мало кто знает, что Народно-освободительная армия Китая – самая требовательная армия в мире к боевым вертолетам. Это связано с Цинхай-Тибетским плато. Следовательно, вооруженные вертолеты НОАК должны не только обладать значительной огневой мощью для наземных атак, как и вертолеты Соединенных Штатов и России, но также они должны соответствовать потребностям использования на высокогорных плато. Именно поэтому боевые вертолеты НОАК разрабатывались в течение многих лет, и официально они были переданы в армию сравнительно поздно. Во многом связано именно с требованиями их «высотной боеспособности».
Чтобы боевые вертолеты смогли выполнять операции в высокогорье, первая проблема, которую необходимо решить, – это двигатель. То есть именно то «узкое место», которое долгое время мешало развитию НОАК. Ранние конструкции Wuzhi-10 фактически рассматривали российские двигатели ТВ3-117С, ВК-2500 и канадские двигатели PT6C-67C.
Среди этих трех типов двигателей наибольшей единичной мощностью, несомненно, является российский турбовальный двигатель ВК-2500. Он имеет максимальную мощность до 1800 кВт и является основой российских Ми-17 и Ми-24 (а также и Ми-35М). Однако размер и вес этого двигателя слишком велики, ведь изначально он использовался для управления 13-тонным средним транспортным вертолетом. Максимальная взлетная масса Wuzhi-10 составляет менее 6 тонн, и такой вариант ему явно не подходит. Двигатель ТВ3-117С, хотя и достаточно мощный, но на ранних этапах разработки его собственный КПД был невысок, а расход топлива значителен, поэтому от него в конце концов также отказались.
После многократных сравнений в тестовой версии Wuzhi-10 использовался турбовальный двигатель PT6C-67C компании Pratt & Whitney Canada. Его максимальная мощность – 1250 киловатт. Таким образом, два двигателя способны обеспечить для Wuzhi-10 импульсную мощность 2500 киловатт. Максимальный практический потолок Wuzhi-10 составляет 6400 метров, и даже на Цинхай-Тибетском плато высотой 4000 метров он может соответствовать требованиям для нормального взлета, полного топлива и бомб.
Но Соединенные Штаты воспрепятствовали этому, и Канада ввела эмбарго на поставки двигателей КНР, уже когда Wuzhi-10 производился серийно. В итоге производство вертолетов Wuzhi-10 были вынуждено перейти на отечественные двигатели с турбонаддувом WZ-9. Эти двигатели обладали максимальной мощностью лишь 1000 киловатт, что не представляет проблемы при использовании на равнинах.
С 2011 по 2018 годы НОАК получила большое количество серийных боевых вертолетов Wuzhi-10. Но из-за малой мощности двигателя им было сложно действовать в высокогорье. Чтобы летать в таких условиях, требовалось демонтировать часть необходимой системы защиты брони и уменьшить количество перевозимого оружия – для уменьшения веса вертолета и его адаптации к малой мощности двигателя WZ-9. Однако Китай не остановила американская блокада, здесь быстро вложились в разработку новых двигателей.
В период создания Wuzhi-10 Китай и Франция также сотрудничали в разработке гражданского транспортного вертолета модели AC352, для которого использовался французский турбовальный двигатель Ardiden 3C. На его базе был разработан собственный китайский двигатель с турбонаддувом WZ-16. Его максимальная мощность достигла 1320 киловатт, что даже немного превышает показатели канадского PT6C-67C, а срок службы составляет до 3000 ч.
В системе управления WZ-16 также используется «двухканальная полнофункциональная цифровая электронная система управления» (сокращенно «FADEC»), так что бортовой компьютер может постоянно контролировать двигатель. Возможности тонкой настройки позволяют лучше адаптироваться к боевой обстановке и не сокращать понапрасну срок службы двигателя.
Таким образом, с внедрением WZ-16 у вертолетов Wuzhi-10 наконец-то появились идеальные высотные летные характеристики. С 2019 года они начали выпускаться в этой модификации, а Тибетская военная дивизия стала первой в китайской армии, которая развернула два вертолетных полка Wuzhi-10.