КНДР в очередной раз продемонстрировала, что способна удивлять даже военных аналитиков — на днях страна спустила на воду крупнейший в своей истории боевой корабль водоизмещением около 4 тысяч тонн. По данным Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК), судно получило название «Чхве Хен» в честь генерала, сражавшегося против японских оккупантов. Корабль официально классифицирован как эсминец, однако по международным стандартам его можно отнести скорее к фрегатам. Он стал первым в своем классе для северокорейского флота, ранее ограничивавшегося строительством корветов. Пишет Взгляд.

Сам по себе новый корабль вызывает множество вопросов. Он был построен в крытом эллинге города Нампо всего за 400 дней, что вдвое быстрее, чем строительство подобных кораблей в других странах. Хотя «Чхве Хен» еще будет достраиваться, сдать его в эксплуатацию планируется к 2026 году. Учитывая скромные ресурсы КНДР, такой темп стал неожиданностью даже для экспертов.

Архитектура корпуса отсылает к российским фрегатам проекта 11356, но явного копирования нет. Корабль — результат серьезной переработки и, судя по виду, сконструирован с привлечением внешних технологий. Некоторые элементы явно напоминают американские решения, в том числе носовая артиллерийская установка, похожая на 127-мм пушку Mk.45 Mod 4. ЦТАК подтвердила, что корабль использует именно 127-миллиметровое орудие — это первый случай применения американского калибра в корейском флоте.

Система вооружений судна — настоящая мозаика. Установлены различные типы ракетных комплексов вертикального пуска, в том числе пусковые с большими ячейками, что наводит на мысль о возможном размещении баллистических ракет. По визуальным данным и опубликованным фотографиям, корабль несёт 82 ракеты пяти разных типов — от зенитных до крылатых и, возможно, баллистических. Среди вооружения также зафиксированы крылатые ракеты «Хвасал-2», вероятно, предназначенные для ударов по наземным целям.

Интерес вызывает и состав радиоэлектронного оснащения. На борту размещены четыре крупных антенны, предположительно с фазированной антенной решёткой, а также элементы систем подсветки целей, необходимые для работы зенитных ракет. Однако обзорная РЛС, по всей видимости, отсутствует, что вызывает сомнения в полноте комплекта РЭВ. Кроме того, корабль лишён полноценной буксируемой гидроакустической станции, что ограничивает его противолодочные возможности.

На корме, где в других флотах размещается ангар для вертолёта, северокорейские инженеры установили дополнительные пусковые установки. Два небольших ангара по бокам предполагают возможность размещения беспилотников, что может компенсировать отсутствие авиации на борту. Также замечен зенитно-ракетно-пушечный комплекс, напоминающий «Панцирь-М», но с урезанным боекомплектом.

Происхождение главной энергетической установки остаётся неизвестным. Учитывая отсутствие у КНДР собственных дизелей и турбин, а также санкционную изоляцию, наиболее вероятным поставщиком могла быть Китайская Народная Республика. Косвенно дизельная компоновка подтверждается отсутствием воздухозаборников, характерных для газотурбинных установок.

Главная интрига — как Пхеньяну вообще удалось построить подобный корабль. У КНДР нет научной и инженерной базы, достаточной для проектирования и производства такого уровня боевых единиц, особенно при наличии санкций и ограниченного доступа к технологиям. Тем не менее «Чхве Хен» — вполне осязаемый результат. Это не просто символ, а полноценный корабль с океанскими амбициями.

Зачем именно КНДР такой корабль — отдельный вопрос. В теории, он может использоваться не только для сдерживания соседей в регионе, но и для демонстрации флага в других частях света, включая Африку. Или же для создания угрозы в отдалённых районах, где крылатые ракеты с ядерной боевой частью смогут действовать вне зоны контроля американской ПВО.