Кризис, вызванный пандемией в 2020–2022 годах, оказал значительное негативное влияние на ряд индустрий и отраслей, в том числечерез усложнение межрегиональных и трансграничных связей, обрушение логистических маршрутов, выстраивавшихся десятилетиями, и другие глобальные проблемы. Однако, несмотря на обширные проблемы в мировой и российской экономике, коронавирус не поменял основные векторы развития, тенденции и маркеры мировых рынков, а только усложнил движение вперед для отраслей-драйверов. Если мы представим глобальные рынки как океан, то маршруты передвижения китов, касаток и даже косяков трески мало изменились под воздействием внешних обстоятельств.

Индустрия международной торговли, вынужденная реагировать на кризис, тем не менее продолжила динамичное развитие, при этом глобальные игроки -«киты» – консолидировались, поглощая слабых в постоянном поиске новых кормовых зон. Одним из значимых трендов этой консолидации стали маркетплейсы. Эти площадки, конгломераты и «центры силы», начиная с мировых гигантов типа Амазона и заканчивая национальными игроками, продолжали активно развиваться, с одной стороны втягивая в себя мелких продавцов, как планктон, но с другой, способствуя их продажам за счет огромного трафика, гигантских маркетинговых и рекламных бюджетов, мощных и удобных мобильных приложений. По сути, современные маркетплейсы, такие как российские Озон, Вайлдберис, ДНС и несколько менее крупных, привлекая в свои сети малый и средний бизнес – производителей, продавцов и сервисы, – способствовали их росту, а не исчезновению, и в этом их существенное отличие от, скажем, поглощения таких компаний более крупными конкурентами из своих отраслей.

В свою очередь, сами маркетплейсы разрастались и наращивали обороты, несмотря на очевидные проблемы с логистикой, взаимоотношениями с трейдерами и безопасностью платежей. Масштабирование бизнеса гигантов распространяется теперь уже и на страны СНГ и имеет вполне ощутимые перспективы – значительно увеличивается присутствие на рынке локальных продавцов, упрощается их доступ на российский рынок. Если говорить о финансовой составляющей экспансии маркетплейсов на рынки соседних стран, то в расширение вкладываются значительные инвестиции. Речь идет не только о создании пунктов выдачи, фулфилмента, логистических хабов и складов, но и, в значительной степени, об инвестициях в персонал, специализирующийся на работе на новых национальных и региональных рынках.

Крупные маркетплейсы готовы платить региональным директорам, руководящим развитием бизнеса, скажем, в Беларуси, Армении, Казахстане зарплаты, вполне соотносимые с зарплатами руководителей российских подразделений. Для топ-менеджмента суммы в среднем начинаются от 250 тысяч рублей в месяц и зависят от региона развития и стратегических планов компании. Младший и средний, как правило, местный персонал, также может быть доволен компенсациями и бонусами за выполнение показателей роста – от 50 до 150 тысяч рублей в зависимости от занимаемой позиции и меры ответственности. В целом, на позиции менеджеров,руководящих работой на зарубежных рынках, крупные маркетплейсы привлекают как российский, так и местный персонал с опытом, амбициями и стратегическим видением. Для ведущих игроков рынка подобного рода расходы на персонал и инфраструктуру дочерних зарубежных подразделений не являются чем-то исключительным. Так, согласно открытым данным, директора по развитию уже упомянутых Озона и Вайлдберис в регионах Сибири и Дальнего Востока располагают даже более значительными доходами – от 300 до 400 тысяч рублей в месяц, а инвестиции в создание новых хабов исчисляются десятками миллионов рублей. Также не следует забывать и о бонусах и различного рода поощрениях в связи со значительным ростом товарооборота с Китаем и странами Азии. Успешному региональному руководителю вполне по силам увеличить располагаемый доход до 500 тысяч рублей и выше – за счет выстроенной стратегии развития, выполнения планов и KPI. Безусловно, таких заработных плат добиваются только эффективные и профессиональные менеджеры со знанием местных реалий и умением выстраивать взаимодействие с властями и клиентами маркетплейсов. Именно такие универсальные специалисты с экспертизой в логистике, информационных технологиях, теории и практики управления и обеспечивают динамику развития компании.

Эксперты проанализировали доходы менеджмента и линейного персонала национальных и региональных представительств крупных компаний и маркетплейсов и пришли к очевидным выводам – оплата труда сотрудников прямо пропорциональна росту оборотов и успешному выполнению поставленных задач. Бизнес-аналитики уверены, что инвестиции в персонал, рост кадрового потенциала и профессионализм сотрудников – краеугольный камень успешного роста, о котором, к сожалению, часто забывают при создании дорогостоящей и разветвленной инфраструктуры – строительстве новых офисов, производственных и торговых площадей, филиалов. Однако показатель возврата инвестиций в человеческий капитал – один из главных критериев развития и зрелости компании. Высокий ROIHC – это и есть вклад в обучение и экспертность персонала, рост располагаемых доходов сотрудников, повышение лояльности и вовлеченности людей в свою деятельность. Хорошо, что собственники крупнейших российских маркетплейсов, да и не только они, осознают это и обеспечивают персоналу достойную компенсацию.

В заключение хочется отметить, что масштабное развитие маркетплейсов в регионах России и за рубежом в прошедшие годы является ярким подтверждением того факта, что кризисные явления в экономике и другие «черные лебеди», даже такие глобальные, как пандемия, не являются препятствием на пути развития и экспансии стратегических игроков и являются драйверами экономики в целом. Диверсификация рисков, работа на перспективу, постоянные инвестиции в персонал – вот слагаемые успеха антикризисного менеджмента.

Добавить комментарий