Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) приняли на вооружение уже десятую по счету серийную партию тяжелых истребителей J-16, которые, как и российские Су-35, являются дальнейшим развитием конструкции советского Су-27. Об этом сообщает американское военное издание Military Watch (MW). Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.
Судя по информации в китайских СМИ, новая партия J-16 использовалась для оснащения 6-й авиационной бригады, базирующейся в Суйси, провинция Гуандун, которая действует в составе командования Южного театра военных действий и отвечает за операции в Южно-Китайском море. Помимо десятой партии, пятый серийный истребитель из одиннадцатой производственной партии J-16 был впервые замечен на авиасалоне в Чжухай 5 ноября.
«Все это означает, что на вооружении Китая находится примерно 300 единиц J-16. Даже при том, что по масштабам производства J-16 занимает лишь третье место среди китайских истребителей, он выпускается в значительно большем числе, чем любой тип западных или российских истребителей, кроме американского F-35», – указывают аналитики MW.
Они напомнили, что J-16 является производным от советского Су-27 Flanker, который Китай впервые приобрел в 1991 году и вскоре после этого начал производить по лицензии, а «его революционная конструкция считалась наиболее подходящей для ведения воздушного боя в эпоху холодной войны».
Различные производные от Су-27 составили более 95 процентов истребителей, пополнивших российские ВВС за последнюю четверть века. Но за то же самое время гораздо большая численность военно-воздушных сил Китая и более развитая его промышленная база позволили поставить на вооружение J-16 в масштабе, затмевающем любой российский вариант «наследников» Flanker. «Это стало особенно заметным достижением, если учесть, что J-16 составляет лишь часть закупаемых для ВВС НОАК истребителей», – отмечает MW.
Тот факт, что на вооружении Китая находится около 300 J-16, по многим аспектам резко контрастирует с его прямым аналогом – лучшим российским вариантом Flanker Су-35С, из которых, как считается, в строю находится только около 100 единиц. По оценкам, оба типа истребителей впервые поступили на вооружение практически одновременно – в 2014 году. «С того времени было построено около 150 Су-35 (48 из них – на экспорт), и это означает, что Су-35 было выпущено в два раза меньше, чем J-16, несмотря на его более весомую роль в российских ВВС, чем у J-16 в китайских», – пишут аналитики MW.
В отличие от чисто одноместного Су-35, который в значительной степени ориентирован на бои типа «воздух-воздух», J-16 поставляется в стандартной двухместной конфигурации и не предназначен для какой-либо «особой роли», более считаясь «многофункциональным» или даже «учебно-боевым».
J-16 также является менее дорогостоящим – но в основном из-за экономии за счет более масштабного серийного выпуска и в целом большей экономической эффективности оборонного сектора Китая. Более того, в нем используются лучшие композитные материалы и малозаметные покрытия, мощный радар, передовые авионика и системы управления вооружением, в то время как Су-35 имеет преимущества от использования «тройственного» радара, а также более мощных двигателей и, соответственно, большей продолжительности полета.
«В целом эти два истребителя можно счесть сходными по своим боевым возможностям. Но масштабы производства J-16 подчеркивают огромный разрыв между оборонными секторами Китая и России, который начал впервые проявляться в 1990-х годах после того, как размер российского сократился до лишь части прежних советских мощностей», – подчеркивают в MW.
Китай с 2017 года ставит на вооружение истребитель следующего поколения – J-20, который составляет элиту ВВС НОАК. Это еще более усугубляет разрыв между двумя странами, поскольку Россия «как минимум до 2030-х годов» вряд ли поставит на вооружение истребитель следующего поколения в количествах, сопоставимых с нынешним авиапарком J-20 у Китая.
Россией ранее предполагалось, что Су-35 будет производиться в большей степени для продажи за рубеж. Первоначально планировалось построить 200 самолетов этого типа – примерно по 100 для ВВС России и на экспорт. «Но отсутствие спроса со стороны Китая и давление Запада на других потенциальных клиентов подорвали эти экспортные перспективы. Министерству обороны России пришлось поднять долю своих заказов, при этом очень серьезные задержки с более амбициозной программой истребителя Су-57 также стали фактором в этом решении», – отмечает MW.
Впрочем, издание указывает, что проявившийся в последнее время интерес Ирана к военному сотрудничеству с Россией повысил вероятность заключения столь необходимых крупных экспортных контрактов на истребитель Су-35. J-16, напротив, никогда не экспортировался и вряд ли когда-либо будет поставляться на экспорт, поскольку «советское происхождение его конструкции подразумевало запрет таких продаж для исключения прямой конкуренции с российскими платформами».