Россия хочет сделать «Суперджет» практически полностью российским – и, следовательно, менее подверженным санкциям. Комплектующие, импортируемые из-за рубежа, заменяются российскими аналогами. Самая большая статья расходов – это двигатель ПД-8, состоящий только из российских деталей.
Но всего этого пока что недостаточно, пишет обозреватель немецкого издания Flug Revue Патрик Цвергер. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.
Российский авиастроительный холдинг ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) занимается разработкой Superjet New. Это новое издание «Суперджета» должно стать прежде всего «русским». До сих пор двухмоторный региональный реактивный самолет был во многом международным проектом: шасси произведено Safran (Франция), авионика – Thales (Франция), гидравлика – Parker (США), кабина – Rockwell-Collins (США), элементы управления полетом – Liebherr (Германия), вспомогательная силовая установка – от Honeywell (США).
В целом доля иностранных комплектующих составляет около 60 процентов. Двигатели SaM 146, которые неоднократно вызывали проблемы в эксплуатации, лишь частично делаются в России. Они являются продуктом совместного изготовления от французской Snecma и российского производителя Saturn.
Цвергер отмечает: «Корни Superjet лежат в тех временах, когда сотрудничество между российскими и западными компаниями было возможно совсем без каких-либо проблем. Но это было давно, потому что санкции против России уже несколько лет тормозят сотрудничество, со всей силой ударив по авиапрому России именно сейчас», после начала российской специальной военной операции на Украине.
Поэтому программы импортозамещения имеют абсолютный приоритет и должны быть срочно ускорены. Для «Суперджета» это означает, что система кондиционирования воздуха, тормоза, электроснабжение, водоснабжение и удаление отходов, а также различные датчики, шасси, пассажирские сиденья, тепло- и звукоизоляция, среди прочего, должны быть заменены полноценно российскими аналогами.
Для большинства перечисленных элементов российские продукты-заменители уже некоторое время находятся в разработке или на тестировании. Осенью 2020 года ОАК оценила свой бюджет, выделенный на замену всех иностранных компонентов Superjet на детали российского производства, в сумму от 120 до 130 миллиардов рублей (от 1,34 до 1,45 миллиарда евро).
Отдельно стоит вопрос с разработкой нового двигателя для замены непопулярного SaM 146. Ответственным за такой двигатель, получивший обозначение ПД-8, является Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), которая, как и ОАК, принадлежит госкомпании «Ростех». Согласно заявке, ПД-8 должен полностью состоять из российских деталей. По сути, это будет уменьшенный вариант ПД-14, предназначенный для более крупного лайнера МС-21.
ОАК планирует первый полет Superjet New с ПД-8 «в начале следующего года», сообщил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. Перед этим, однако, новый двигатель должен пройти многочисленные испытания самостоятельно. Но на сегодняшний день пока что нет даже полностью собранных образцов. Предыдущая программа испытаний касалась только отдельных узлов и компонентов. В начале года «базовый прототип» ПД-8, состоящий из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, прошел первые приемочные испытания на стенде.
В то же время ОАК работает над наращиванием производства. По словам Слюсаря, исходя из первоначально предполагаемого темпа выпуска 20 «Суперджетов New» в год, в среднесрочной перспективе их выпуск намечено увеличить до 30-40 единиц в год.
«Следует также учесть, что помимо использования в «Суперджете», существует дополнительный спрос на двигатель ПД-8. Россия рассматривает возможность оснащения этим новым ТРДД самолета-амфибии Бе-200, парк которых пока все еще летает с украинскими двигателями», – отмечает Flug Revue.