Аналитики военного издания Military Watch, определяя свой вариант перечня лучших истребителей Европы, не стали включать в него авиацию США и России, также присутствующую на европейском воздушном «поле боя». Поэтому их Топ-6 получился «чисто европейским» – от британских F-35 до белорусских Су-30СМ. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

На протяжении всей холодной войны наиболее боеспособными боевыми самолетами на европейском театре военных действий были развернутые США и СССР – тяжелые истребители F-15 и F-14 первых, Су-27 и Су-24М вторых. Европейские военно-воздушные силы как в НАТО, так и в Варшавском договоре, либо производили менее мощные самолеты (такие как общеевропейский «Торнадо»), либо приобретали более дешевые американские или советские истребители, такие как F-16, F-4, МиГ-29. В 21 веке картина изменилась: США резервируют свои наиболее боеспособные истребители (F-22 Raptor и F-15EX Eagle II) только для внутреннего использования, в то время как Беларусь и Сербия, единственные оставшиеся региональные клиенты России, не в состоянии позволить себе топовые российские боевые самолеты.

F-35A – Норвегия, Италия, Бельгия, Польша, Нидерланды, Финляндия и Швейцария

Поступивший на вооружение ВВС США в 2015 году, F-35A остается единственным доступным к экспорту западным истребителем пятого поколения, и разрабатывался совместно с рядом европейских партнеров, включая Норвегию, Великобританию, Италию, Нидерланды и первоначально Турцию. Хотя все еще ведутся горячие споры о том, является ли F-35A самым боеспособным американским истребителем, поскольку F-15EX имеет аналогичную авионику, но гораздо более высокие летные характеристики, а F-22 имеет меньшую эффективную площадь отражения на радарах и большую огневую мощь, нет никаких сомнений в том, что это доминирующий истребитель.

Тем не менее, F-35 имеет пока что ограниченные начальные эксплуатационные возможности и далек от готовности к боевым действиям средней или высокой интенсивности. С постоянными проблемами производительности и серьезными задержками с их решением, в настоящее время он не очень подходит для крупной войны.

F-35B – Великобритания и Италия

F-35B является первым из вариантов, заметно отличных от базовых истребителей. Он принят на вооружение в морскую пехоту США с 2014 года, и был разработан при значительном технологическом участии Великобритании. Истребитель примерно на 50 процентов дороже, чем F-35A, разработанный для ВВС США, и имеет более ограниченные боевые возможности с меньшей на 33% ракетной грузоподъемностью, гораздо меньшей дальностью полета и значительно худшей маневренностью, а также более высокими эксплуатационными расходами и потребностями в обслуживании. Его единственным преимуществом является способность выполнять короткие взлеты и вертикальные посадки, что позволяет ему развертываться с легких авианосцев, а также с импровизированных взлетно-посадочных полос. Малозаметность и мощная авионика, тем не менее, делают его потенциально очень боеспособным, хотя, как и F-35A, он остается далеко не готовым к боевым действиям даже средней интенсивности. Частота аварий F-35B также заметно выше, чем у F-35A, несмотря на гораздо меньшее количество самолетов, в которых он используется.

Су-30СМ – Беларусь

Оснащенная с 2019 года единственная белорусская эскадрилья истребителей Су-30СМ обеспечивает ВВС страны самыми тяжелыми и дальнобойными самолетами в Европе, способными вести схватки типа «воздух-воздух». Су-30СМ – это глубокая модернизация советского истребителя Су-27 Flanker, с композитным планером, более низкими требованиями к техническому обслуживанию, новым поколением датчиков, вооружения и авионики. Их двухместная конфигурация хорошо подходит для ударных операций.

Су-30СМ является единственным европейским истребителем с управляемым вектором тяги двигателей, и поэтому, безусловно, самым маневренным. Также он имеет на вооружении ракеты «воздух-воздух» самой большой дальности на континенте, причем Р-37М может поражать цели на дистанции до 400 км со скоростью 6 Маха. Выносливости истребителя достаточно для выполнения ударных задач с белорусских аэродромов на расстоянии вплоть до Британии без дозаправки в воздухе и со значительным боезапасом высокоточных боеприпасов, а его РЛС с электронным сканированием может обнаруживать цели на расстоянии до 400 км. Преимущества Су-30СМ заключаются в том, что он полностью боеспособен (в отличие от F-35) и проверен в боевых условиях.

Eurofighter T4 – Германия и Испания

Хотя первые РЛС с электронным сканированием были введены в эксплуатацию в Советском Союзе в 1981 г., затем в США в 2000 г. и в Японии в 2002 г., программа Eurofighter Typhoon по-прежнему опиралась на устаревшие радары. Версия Eurofighter T4, хотя, возможно, и является самым дорогим истребителем в мире, несмотря на его относительно легкий вес, наконец-то включила современный радар Captor-E Mk 1 AESA в 2020 году. Затраты на Eurofighter вызвали серьезные споры, особенно в Германии, но Eurofighter T4 может похвастаться значительными улучшениями по сравнению со своими предшественниками в авионике и средствах радиоэлектронной борьбы. Доступ к новейшей ракете «воздух-воздух» Meteor с предполагаемой дальностью полета 200 км также стал большим плюсом.

Rafale F3 – Франция

Наибольшей слабостью «Рафаля» являются его французские двигатели Snecma M88: они на 30% уступают по мощности «Еврофайтеру». Это негативно влияет на летные характеристики: скорость Rafale ниже средней у конкурентов и очень низкая для двухмоторного истребителя рабочая высота, хотя его дальность полета значительно больше, чем у Eurofighter, отчасти из-за боде экономичного расхода топлива. Rafale в целом считается весьма боеспособным истребителем с современными радарами AESA. Ожидается, что предстоящее завершение разработки Rafale F4 ликвидирует отставание в авионике. Однако у Rafale есть заметное преимущество, заключающееся в более низких эксплуатационных расходах и потребностях в техническом обслуживании, что не раз способствовало его предпочтению на экспортных рынках.

F-16 Block 70/72 – Словакия и Болгария

Одна из последних версий F-16 Fighting Falcon, несмотря на то, что конструкция планера мало изменилась с 1978 года, обеспечивает достаточно высокие характеристики, чтобы быть грозным конкурентом при низкой цене на зарубежных рынках. F-16 является самым дешевым западным истребителем, производимым в настоящее время, и продается в основном странам с ограниченным военным бюджетом. Тем не менее, этот истребитель ценится за низкие эксплуатационные расходы и продолжает считаться одним из самых мощных в Европе благодаря своему радару AN/APG-83 с дальностью поиска 370 км. F-16 также способен нести современные ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120D с дальностью полета 160-180 км.

Вам может понравиться

СМИ объяснили, почему Петербург может догнать «Сколково»

Петербургский IT-кластер сможет догнать инновационный центр «Сколково» благодаря развитию инфраструктуры внутренней IT-инфраструктуры. Всего в России насчитывается более двадцати IT-кластеров и технопарков. Инновационная отрасль развивается в разных уголках России, чему способствует

Солнечный электрический тримаран Domus имеет форму древнеримского дома

Новый концепт электрического тримарана Domus от компании Van Geest Design имеет вдвое больше внутреннего пространства, чем катамаран того же размера, и включает в себя все удобства суперяхты. Об этом сообщает

Складной летающий дрон Hera поднимает 15 кг и помещается в рюкзак

Американской компании Real-time Robotics (RtR) удалось создать компактный складной беспилотник-квадрокоптер, который заметно превосходит по характеристикам сравнимые аналоги конкурентов. Об этом сообщает итальянский портал Futuro Prossimo. Перевод основных положений публикации представлен
Погода в России: