The National Interest оценивает Су-57 («Felon» по классификации НАТО) как «вершину российской истребительной авиатехники», считая, что этот самолет является одной из самых эффективных в мире платформ для обеспечения превосходства в воздухе. Новая публикация американского издания обращает внимание на перспективы Су-57 в связи с  появлением его более легкого «собрата» Checkmate. Представляем перевод этой статьи.


Су-57 Сухого вырос из программы ПАК ФА по созданию истребителя-невидимки пятого поколения. Задуманный как ответ России на истребитель F-22 Raptor, самолет поступил на испытания в 2010-х годах под внутренним обозначением Т-50. Но работа над новыми двигателями «Изделие 30» для Су-57 серьезно отстала, и российским военным пришлось отодвинуть сроки поставки истребителей и сократить программу их закупки. Хроническая нехватка бюджета программы ПАК ФА еще больше усугубилась выходом из нее Индии, изначально стремившейся разработать свою производную этого истребителя.

Летом 2019 года Москве удалось вдохнуть новую жизнь в умирающую в финансовом отношении программу Су-57. При прямом вмешательстве администрации Путина министерство обороны снизило стоимость истребителя на 20 процентов (до примерно 40 миллионов долларов за единицу) и заказало по этой новой цене 76 самолетов. Первый серийный Су-57 поступил на вооружение в декабре 2020 года, а вся заказанная их партия должна быть поставлена ​​к 2028 году.

Хотя Су-57 в общих чертах классифицируется как двухмоторный многоцелевой истребитель, его можно более точно описать как платформу для завоевания превосходства в воздухе с возможностью нанесения высокоточного удара. Самолет может похвастаться скоростью до 2 Маха без использования форсажных камер, дальностью полета 3500 километров, трехмерным вектором тяги для сверхманевренности в сценариях воздушного боя и двенадцатью узлами подвески, поровну разделенными между внутренними и внешними слотами.

Радиопоглощающие строительные материалы истребителя и современная конструкция планера обеспечивают некоторую степень малозаметности, особенно спереди, но Су-57 и не ставит этот параметр во главу угла. По сути, это не столько специализированный стелс-истребитель, сколько истребитель-противник для других «невидимок», использующий чистую скорость, маневренность и сложные средства наведения на цель, чтобы угрожать высокоприоритетным воздушным целям, таким как F-35.

Су-57 может похвастаться внушительным и постоянно растущим арсеналом ракет класса «воздух-воздух», в том числе новой Р-37М – сверхзвуковой ракетой с дальностью действия более 300 км. Его основным вооружением средней дальности будет готовящаяся к выпуску ракета К-77М с активной радиолокационной системой самонаведения и электронным сканированием. Для наземных атак Су-57 может быть оснащен широким спектром высокоточных бомб семейства КАБ, противокорабельными ракетами Х-35 и Х-38 и другими ракетами класса «воздух-поверхность».

Су-57 также будет поддерживать тяжелый боевой беспилотник Сухого С-70 «Охотник-Б». Как верный ведомый, «Охотник» сможет выполнять разведку, наблюдение и наносить удары в тандеме с Су-57, к которому он прикреплен, а также предоставлять информацию о целеуказании в помощь дальнобойному вооружению истребителя.

Создав Су-57, России удалось получить во многом исключительную платформу для доминирования в воздухе, способную удерживать под угрозой новейшие истребители-невидимки НАТО. Но в 2021 году, как и в прошлом десятилетии, самая большая угроза для Су-57 будет лежать не на поле боя, а в бухгалтерских книгах. Только время покажет, сможет ли российская оборонная промышленность выполнить график его массового производства, особенно сейчас, когда Су-57 может оказаться в конкурентной борьбе за финансирование и ресурсы с недавно выпущенным истребителем Checkmate. Долгосрочная финансовая состоятельность программы Су-57 в основном зависит от способности Кремля обеспечить стабильный приток иностранного финансирования на экспортную версию истребителя.

А Checkmate, к слову, назвали “изюминкой” МАКС-2021, на котором было представлено немало прочих новинок вооружения.