В глобальной системе отслеживания морской активности AIS за период с августа 2020 года выявлены случаи появления фальсифицированных данных о местоположении более 100 военных кораблей под флагами 14 различных стран. Во многих этих случаях фальшивые сигналы показывали, что эти военные корабли входили в оспариваемые водные пути или на суверенную территорию других стран. Об этом сообщает американский блог-портал Sandboxx со ссылкой на обнародованный 29 июля совместный анализ некоммерческой организации SkyTruth и Global Fishing Watch, одного из дочерних сервисов геолокации компании Google.
«Эта ложная информация может поставить под угрозу безопасность судов, снизить доверие к важнейшей системе предотвращения столкновений и потенциально спровоцировать международный конфликт», – говорится в отчете.
Самым известным в мировых СМИ стал инцидент, зафиксированный 18 июня этого года: система, использовавшаяся для отслеживания местоположения судов в открытом море, показала, что два военных корабля НАТО (британский эсминец Defender и нидерландский фрегат Evertsen) вышли из порта Одесса в Украине, около полуночи, под покровом темноты. Корабли взяли курс на Севастополь, стратегический штаб Черноморского флота России, и вскоре их отметки обозначились на расстоянии всего двух морских миль от российской военно-морской базы. Но фактически в указанное время Defender и Evertsen не покидали порт Одессы.
В сентябре прошлого года сфальсифицированной оказалась позиция кораблей целой ударной авианосной группы. Новый флагман британского Королевского военно-морского флота, авианосец HMS Queen Elizabeth, был показан в той же AIS плывущим вместе военными кораблями союзных стран – Нидерландов и Бельгии. Ударная группа авианосца, состоящая из шести судов, была четко видна в общедоступной информации слежения за курсом в Ирландское море. Но спутниковые снимки их местоположения с Sentinel-2 в указанные день и время не показали в этой акватории никаких кораблей, а фото и новостные сообщения подтверждали, что эти суда находились в порту.
Система AIS извлекает и публикует данные из приемопередатчиков, установленных на каждом океанском судне. Эти данные собираются спутниками и объединяются для использования в усилиях по обеспечению безопасности на море (чтобы избежать столкновений) и, во все большей степени, для выявления судов, нарушающих международные санкции и т.п. Хотя эта система не является основным средством предотвращения столкновений на борту большинства судов (эту роль выполняет радар предотвращения столкновений), эти данные широко используются в различных сферах, от логистики до уголовных расследований.
Из стран-владельцев военных кораблей с явно фальшивыми позициями в отчете SkyTruth указаны в основном США и Великобритания, менее значимо представлены Бельгия, Нидерланды, Литва, Эстония, Германия, а также два корабля ВМФ России. Важно отметить, что военные корабли, как известно, отключают свои транспондеры AIS, что затрудняет их обнаружение, но до недавнего времени никто никогда не обнаруживал фальшивые передачи. Кто и зачем фальсифицирует позиции военных кораблей?
Sandboxx, вслед за американскими аналитиками отмечает, что большинство поддельных позиций в AIS касались военных кораблей НАТО, в том числе действовавших у морских границ России. «Подтвержденные и предполагаемые ложные сегменты AIS показывают вторжения 11 военных кораблей НАТО и их союзников в российские территориальные воды вблизи Калининграда и Мурманска, а также в спорных территориальных водах вокруг Крыма в Черном море», – говорится в отчете.
Из этого делается единственное предположение: что именно Россия приложила руку к фальсификациям. «Доказательства» этому представлены следующим образом:
«Россия наиболее известна в 21 веке как держава «серой зоны», которая часто использует кибер-кампании и хакерские атаки для достижения своих геополитических целей. Российские усилия могут быть направлены на то, чтобы представить страны НАТО как агрессивные, поддерживая неоднократные заявления России о том, что обвинения ее в нарушении международных норм не являются обоснованными. Россия долгое время проводит стратегию информационных операций, известную как рефлексивный контроль, при которой они наводняют СМИ и социальные сети противоречивой информацией и преднамеренной дезинформацией, направленной на то, чтобы привести получателя к заданному выводу», – сообщает автор издания Sandboxx.
По мнению западного журналиста, в этом отношении стратегия рефлексивного контроля имела большой успех. И даже то, что по крайней мере у двух российских кораблей были подделаны позиции геолокации в прошлом году, не исключает возможности действий России по «затуманиванию» ситуации.
Как можно понять из переведённого материала, конкретных доказательств, подтверждающих причастность РФ к указанным манипуляциям, снова нет. Но авторов Sandboxx это не смущает и они пускаются в голословные обвинения.