Каспийская флотилия России остается доминирующей военно-морской силой на Каспийском море, но она уже не единственная, которая имеет там значение. Все четыре других прибрежных государства – Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан – наращивают собственное военно-морское присутствие, особенно с учетом того, что различные внутрирегиональные споры по поводу доступа к нефтяным и газовым ресурсам и инфраструктуре еще существуют. Об этом сообщает вашингтонское издание Eurasia Daily Monitor, обслуживающее военно-политическое и разведывательное сообщество США. Перевод представлен изданием discover24.ru.
С плохо скрываемым сожалением издание констатирует, что еще действует «совместное обязательство прикаспийских стран не допускать участия других держав в будущих переговорах по статусу моря». Но, несмотря на это, выражает надежды, что «перемена геополитической ситуации может в конечном итоге это изменить».
По мнению Eurasia Daily Monitor, особую озабоченность у Москвы вызывают возможные будущие планы Турции, которая является крупной судостроительной страной, и Китая, который рассматривает Каспий как неотъемлемую часть своей программы «Один пояс, один путь». Более того, как отмечают российские наблюдатели, нероссийские прибрежные государства уже имеют одно преимущество: их корабли, хотя и стали менее многочисленными и мощными, но гораздо более современными, чем корабли Каспийской флотилии России.
В подробном обзоре текущей военно-морской ситуации на Каспии независимый московский военный аналитик Александр Храмчихин отмечает, что после Второй мировой войны Москва не распускала Каспийскую флотилию, потому что Иран также был прибрежным государством. Тем не менее, поскольку советское правительство не рассматривало Иран как серьезную угрозу, со временем Каспийская флотилия пришла в упадок – всегда становилась последней в очереди на прием новых судов по сравнению с более важными флотами Советского Союза. Однако после распада СССР ситуация изменилась: новоявленная Российская Федерация столкнулась уже не с одной зарубежной страной и ее флотом, а с четырьмя, и ее доля на побережье стала далеко не самой большой. Более того, несмотря на 30 лет разговоров, пять стран до сих пор не достигли полной договоренности о делимитации морских границ и, в частности, богатого полезными ископаемыми морского дна
В 1990-е годы Москва сохраняла свое господство, потому что иранский флот был небольшим и устаревшим, в то время как флот трех других новых независимых прибрежных государств только формировался – Азербайджан получил четверть советских кораблей, а Казахстан и Туркменистан – совсем немного. У этих стран отсутствовали деньги для постройки чего-либо, кроме поисково-спасательных судов, которые также использовались для борьбы с браконьерами. Но сейчас все четыре других страны упорно трудятся над наращиванием своего военно-морского присутствия на Каспии, утверждает Храмчихин.
Каспийская флотилия России сохраняет первостепенные позиции, хотя ей редко уделяется много внимания, за исключением случаев, когда ее корабли используются для запуска ракет по Сирии или переводятся в Азовское море в рамках конфронтации Москвы с Украиной. Хотя в некоторых отношениях группировка ВМФ России на Каспии в последние годы даже была усилена за счет авиации и десантных средств.
В настоящее время Каспийская флотилия насчитывает 27 крупных судов. Только два из них были построены в советское время, и некоторые участвовали в военных операциях как против Чечни в 1990-х годах, так и против Сирии. Но переброска каспийских кораблей в Азовское море через внутренние воды России (Волго-Донской канал) привела к снижению способности Каспийской флотилии противостоять угрозам в своем районе базирования, хотя одновременно показывает и то, что Москва может перебрасывать корабли других флотов в Каспий, если возникнет такая необходимость.
Азербайджанский флот был сформирован в результате передачи ему кораблей советской Каспийской флотилии в 1992 году. С тех пор Азербайджан закупил корабли у Израиля и Турции и теперь имеет флот из 44 судов, большинство из которых намного меньше, чем их российские аналоги, но гораздо более современные и, в некоторых случаях, весьма хорошо вооруженные. За последние несколько лет азербайджанский флот объявил о планах противодействовать любой угрозе его нефтяным месторождениям или нефтепроводам под Каспием со стороны любой иностранной державы. Подобные заявления были в первую очередь направлены против Туркменистана и Ирана. Одним из следствий этих опасений России стало решение Москвы наложить вето на планы продажи береговых ракет Азербайджану, чтобы они не использовались против России.
Казахстан и Туркменистан не получили серьезных кораблей, когда советский флот был разделен. Однако с тех пор обе страты наращивают свои силы. Сейчас у Казахстана даже больше кораблей, хотя и меньших по размерам, чем у России или Азербайджана. Туркменистан расширяет свой флот до такой степени, что потенциально он может быть «на втором месте» после российской флотилии по общей военной мощи.
Иран тоже усиливает свое присутствие на Каспии, но его более крупные корабли старше, нуждаются в переоборудовании и замене и не могут быть усилены кораблями из других мест, потому что для этого нет внутренних водных путей.
Eurasia Daily Monitor отмечает: флоты на Каспии не конфликтуют, но само их существование может привести к эскалации тех конфликтов, что уже имеются в регионе. Все они, по мнению издания, так или иначе связаны с растущими связями с Турцией, которая может поставлять все больше судов.