Американский военный эксперт Джеймс Холмс, заведующий кафедрой морской стратегии в Военно-морском колледже США, давно получил репутацию одного из главных «ястребов» современности, к его мнению прислушиваются многие ведущие политики США. Его новая публикация в издании 19FortyFive обращает внимание на важность Северной Атлантики как театра военных действий в связи с появлением новых военных технологий. Примечательно, что эта статья тут же получила активное продвижение в ведущих новостных сетях США – Flipboard и Yahoo. Представляем перевод статьи Джеймса Холмса.

Военно-морское командование НАТО озаботилось тем, чтобы морские пути, соединяющие Северную Америку с Европой, оставались открытыми во время войны. Эти маршруты служат главной «соединительной тканью», связывающей вместе Североатлантический альянс. Если они будут перерезаны при помощи наземных, подводных или воздушных атак, силы НАТО в Европе останутся без подкреплений из США и Канады, что упрощает задачу их разгрома.

Прежние враги сочли эту логику убедительной; так же поступают и современные соперники. Это старый вызов, который стал новым с появлением новых технологий. Еще прошлым летом адмирал ВМС США в отставке Джейми Фогго, в то время командующий ВМС США в Европе и Африке, провел историческое сравнение, заявив для Международного института стратегических исследований, что страны Запада участвуют в «четвертой битве за Атлантику». Первой в ряду их противников была имперская Германия, затем нацистская Германия, а затем Советский Союз. Все они размещали военно-морские силы в Атлантике, чтобы поставить под угрозу судоходство, перевозящее живую силу и военную технику всех видов на поля сражений в Западной Европе.

Теперь Россия следует той же схеме, отправляя ударные подводные лодки с атомными двигателями для создания угрозы морскому судоходству.

Остановить врага на море так же значимо, как и нанести ему поражение в полевых условиях. Фактически, противнику действовать на море удобнее и намного проще, поскольку противостоящие ему войска представляют собой лишь груз – пассивную цель – пока они не достигнут пункта назначения. Помогает этому даже задержка конвоев в пути, поскольку замедляет наращивание боевой мощи на сухопутном поле битвы.

Некоторые особенности Четвертой битвы за Атлантику – живучи, как многолетники. Морская география – одна из них. Вице-адмирал Эндрю Льюис, который возглавляет как Второй флот США, так и Командование объединенных сил в Норфолке, заявил на пресс-конференции в прошлый четверг, что морские противники, как правило, концентрируют свои усилия в установлении контроля «на узких участках, в морских проливах, в зонах ограниченного маневрирования или когда вы приближаетесь к месту, где собираетесь выгружать людей и прочее». Сделать это в открытом море сложнее, поскольку океаны огромны по площади, а самый мощный конвой на их фоне – просто мошка.

Обнаружение, отслеживание и нападение на морского противника далеко не гарантировано в бескрайних морских просторах. Но, как отмечает историк Джулиан Корбетт, морские хищники – подводные лодки, тактические самолеты берегового или морского базирования, надводные рейдеры – могут легко найти вражеские торговые суда и их военно-морских защитников в трех предсказуемых точках их маршрута. Во-первых, просто задержаться в месте отправления конвоя и поймать суда на выходе в рейс. Во-вторых, рейдеры могут перехватить судно, когда оно приближается к месту назначения, если оно известно. И в-третьих, атакующие могут скрываться за «фокусными точками», то есть морскими узостями, через которые должны проходить корабли, чтобы перейти от одного водоема к другому.

Проливы и узкие моря загоняют корабли в предсказуемые пути, где они могут попасть в засаду. Корбетт обращает внимание на неизменную черту океанических войн, столь же актуальную сегодня, как и в век парусного флота.

Что нового в Четвертой битве за Атлантику?

И адмирал Фогго, и адмирал Льюис привлекают внимание к новым областям морской войны. Морские бои давно стали трехмерным явлением, и технологические инновации добавили этому ускорители, такие как военно-морские ядерные двигатели, которые позволяли охотникам за конвоями оставаться под водой и неуловимыми в течение неопределенного периода времени, двигаясь с головокружительной быстротой по сравнению с их менее скоростными собратьями с обычными двигателями.

Сегодня беспилотные летательные аппараты играют все большую роль в разных физических средах – в воздухе, на поверхности моря и в его глубинах. Они действуют как сенсоры и, в некоторых случаях, как огневые платформы. Датчики могут быть разбросаны по морскому дну, чтобы предупреждать стрелков о местонахождении конвоя. И это не считая сфер, которые присутствуют «везде и нигде», таких как электромагнитный спектр и киберпространство. Достижения технологий в области наблюдения не отменяют географию военных действий на море, но они все же делают операции в открытом океане менее опасными, чем во время предыдущих битв за Атлантику.

Северный вектор Четвертой битвы за Атлантику

Изменение климата открывает новые судоходные пути в Северном Ледовитом океане пока еще действующие временно и с перерывами каждый год. Открытие нового театра военных действий, прилегающего к Атлантическому и Тихоокеанскому регионам – театра, который меняется по мере того, как лед продвигается и отступает в зависимости от времени года, – несет и угрозы, и возможности для северной периферии НАТО.

Опасность состоит в том, что российские и, возможно, китайские военно-морские силы будут пользоваться возможностью действовать у берегов НАТО на Крайнем Севере, создавая новые проблемы для союзников, одновременно напрягая их ресурсы и оказывая давление на атлантические морские пути.

Возможности заключаются в том, что в полярных водах представлены сразу несколько держав НАТО. Новые стратегические перспективы откроются при условии, что они разработают общую стратегию и создадут необходимую инфраструктуру и силы для управления событиями в Арктике.

Кажется, что Четвертая битва за Атлантику обещает быть разнонаправленным и всесторонним делом. Сегодняшним мореплавателям потребуется много удачи, чтобы пережить интересные времена.