Бискайский залив – одно из величайших кладбищ подводных лодок в мире. В конце Второй мировой войны британские и американские самолеты потопили в заливе около 70 немецких подводных лодок, которые присоединились к горстке машин союзников и немецким подлодкам, затопленным в этом регионе во время Первой мировой войны. 12 апреля 1970 года советская подводная лодка присоединилась к ним. Однако, в отличие от других, К-8 приводилась в движение двумя ядерными реакторами и несла четыре торпеды с ядерными боеголовками. Статью об этом публикует иностранный портал National Interest, перевод представлен изданием discover24.ru.

Подводные лодки проекта 627(А) «Кит»

Подводные лодки проекта 627(А) «Кит» были первой попыткой Советского Союза создать атомные подводные лодки. 627-е были примерно современниками ударных катеров класса Скейт и Скипджек ВМС США, хотя они были несколько крупнее и в целом менее обустроены. При водоизмещении 4750 тонн тринадцать 627-х могли развивать скорость тридцать узлов и нести 20 торпед (запускаемых с восьми носовых стволов). Визуально 627 напоминали увеличенную версию дизель-электрических подводных лодок класса «Фокстрот». СССР не использовали корпус в форме капли до более позднего класса Виктор. 627 славились в подводном сообществе своим шумом; они были громче, чем любая современная атомная подводная лодка и даже предшествующие дизель-электрические конструкции.

Изначально класс был разработан с учетом стратегической цели. СССР работали над ядерной торпедой дальнего действия (получившей название Т-15), которая могла поражать военно-морские базы НАТО с дальности до 40 км. Торпеда была такой большой, что каждая подводная лодка могла нести только один экземпляр. Однако все более эффективные западные противолодочные технологии вставали на пути выполнения миссии. 627 были слишком громкими, чтобы можно было проложить путь достаточно близко к порту НАТО и запустить ядерную торпеду в условиях военного времени.

Советский военно-морской флот (который на тот момент не проявлял особого интереса к стратегической задаче) переконфигурировал класс 627 для выполнения более обычных противокорабельных задач. Несмотря на свою шумность, подлодки могли угрожать надводным кораблям НАТО, особенно транспортным конвоям. Небольшое количество ядерных торпед (оснащенных боеголовками меньшего размера, совместимых с обычными торпедами) могло нанести ущерб такому конвою, несмотря на вероятную потерю субмарины. 627 никогда не считались особенно эффективными охотниками за подлодками, отчасти потому, что они были громче, чем любые зарубежные современники, а отчасти из-за несовершенной технологии гидролокатора.

К-8

К-8, третья лодка данного класса, поступила на вооружение Советского Северного флота в конце 1960 года. В одном из первых походов у него произошла авария с охлаждающей жидкостью, которая чуть не закончилась потерей корабля; многие из членов экипажа подверглись воздействию высоких уровней радиации. Решительные действия спасли лодку, и она вернулась в порт для ремонта.

Ранней весной 1970 года К-8 участвовала в военно-морской игре «Океан-70», учениях, призванных продемонстрировать досягаемость советского флота, а также решить проблемы, связанные с операциями вдали от советских баз. Эти учения были колоссальными; самая крупная военно-морская операция, которую когда-либо проводил советский флот, и действительно самая крупная военно-морская операция, которую пытались предпринять русские после злополучной переброски Балтийского флота на Тихий океан в русско-японской войне. В ней участвовали корабли Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, всего около двухсот. Советский Северный флот развернул 60 надводных кораблей и 40 подводных лодок для поддержки операции. По обычному порядку, К-8 нес четыре торпеды с ядерными боеголовками.

8 апреля на К-8 произошло два пожара, в результате которых были остановлены оба ядерных реактора. Лодка всплыла, и капитан Всеволод Борисович Бессонов приказал экипажу покинуть судно. Восемь членов экипажа, оказавшиеся в затопленных или сгоревших отсеках, погибли во время первого инцидента. К счастью, прибыло советское ремонтное судно и взяло К-8 на буксир. Однако из-за плохой погоды восстановление работоспособности было затруднено. Большая часть экипажа К-8 перебралась на борт подводной лодки и в течение трех дней боролась не на жизнь, а на смерть, чтобы спасти ее. Хотя подробности остаются скудными, очевидно, что не было возможности безопасно удалить четыре ядерные торпеды с К-8 и передать их на ремонтное судно.

К сожалению, потеря мощности на борту и тяжелые погодные условия были слишком тяжелыми для экипажа. 12 апреля К-8 затонула с примерно 40 людьми на борту, остановившись на глубине около 4,5 тыс. км. Глубина делала какие-либо попытки найти подводную лодку и ядерные торпеды непрактичными.

Миссия K-8 была похожа на миссию немецких подводных лодок, с которыми она делит дно: разрыв трансатлантического пути жизни, державшего Соединенные Штаты на связи с Западной Европой. Она использовала другое оружие и могла действовать на большей дальности, чем эти лодки, но ее основная цель была той же. Позже советские подводные лодки примут на вооружение множество различных задач – от противолодочной войны до запуска крылатых ракет и (в конечном итоге) наземного нападения. Потеря К-8 (наряду с несколькими авариями, которые коснулись ее сестер), несомненно, помогла советскому флоту извлечь важные уроки о дальних операциях, хоть и ценой огромных человеческих жизней. И ее ядерные торпеды остаются внизу, в качестве памятника самым опасным миссиям холодной войны.