Исследования пациентов, скончавшихся от COVID-19, проливают свет на возможное повреждение легких, вызванное коронавирусом.

Исследование Королевского колледжа Лондона было представлено в журнале The Lancet eBioMedicine. Участие в работе также принимал Университет Триеста и Международный центр генной инженерии и биологии в Италии. Результаты показали уникальные характеристики нового коронавируса, которые могут раскрыть тайну, почему некоторые пациенты долго борются с инфекцией.

Заразившиеся COVID-19 могут сталкиваться с тромбозом, потерей обоняния и вкуса. Некоторые вылечившееся в течение нескольких месяцев испытывают последствия болезни, чувствуя усталость и одышку. Исследований, в которых бы изучались внутренние органы пациентов с COVID-19, пока что очень мало, что не позволяет получить достаточно знаний.

Исследователи провели анализ органов 41 пациента, умерших от COVID-19 в университетской больнице Триеста, Италия, с февраля по апрель 2020 года на начальном этапе пандемии. Команда использовала образцы основных внутренних органов. Результаты показали, что в большинстве случаев происходит повреждение легких структурного уровня, а респираторная ткань превращается в фиброзную.

Почти у 90% пациентов наблюдались две дополнительные характеристики, совершенно уникальные для COVID-19 по сравнению с другими формами пневмонии. Во-первых, у пациентов выявлено сильное свертывание крови в легочных артериях и венах (тромбоз). Во-вторых, несколько клеток легкого были аномально большими и имели множество ядер, возникших в результате слияния разных клеток в отдельные большие. Это образование слитых клеток (синцитии) происходит из-за вирусного шипового белка, который используется для проникновения в клетку. Когда белок присутствует на поверхности клеток, инфицированных вирусом COVID-19, он стимулирует их слияние с другими нормальными, что может быть причиной воспаления и тромбоза.

Кроме того, исследования показали долгосрочное сохранение вирусного генома в респираторных клетках и клетках, выстилающих кровеносные сосуды, наряду с синцитией у инфицированных. Присутствие этих клеток может вызвать серьезные структурные изменения, наблюдаемые в легких, которые могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев и в конечном итоге могут объяснить длительное течение заболевания. Исследование не обнаружило явных признаков вирусной инфекции или длительного воспаления в других органах.

Профессор Мауро Джакка из Центра Британского кардиологического фонда в Королевском колледже Лондона отмечает: «Эти результаты очень захватывающие. Они показывают, что COVID-19 – это не просто болезнь, вызванная смертью инфицированных вирусом клеток, но, вероятно, последствие аномальных изменений, которые сохраняются в течение длительного времени».

В настоящее время команда активно тестирует влияние этих аномальных клеток на свертывание крови и воспаление и ищет новые лекарства, которые могут блокировать вирусный шиповый белок, вызывающий слияние клеток.