Новое исследование Университета Эдит Коуэн (ECU) показало, что интенсивная терапия не обязательно является лучшим выбором, когда речь идет о восстановлении речи после инсульта.

Исследование, опубликованное в International Journal of Stroke, показало, что в отличие от восстановления физических и двигательных навыков, восстановление речи, избавление от афазии после инсульта, предполагает долгосрочную программу. При этом, чем раньше будет предложено вмешательство, тем лучше.

Ведущий автор, доцент Эрин Годеке из Школы медицинских наук при ECU, отмечает, что результаты имеют важное значение для лечения афазии, потому что они могут повлиять на варианты терапии.

«Раньше люди с афазией получали большую часть терапии в течение первых 6-8 недель после инсульта», – рассказывает Годеке. «Наше исследование показывает, что от этого нет никакой пользы. Вероятно, что та же терапия может растягиваться на более долгий срок, ускоряя при этом восстановление. В противном случае позитивный сдвиг наблюдается в начале, но затем идет очень медленно».

Афазия – это неврологическое заболевание, затрагивающее устную речь, понимание, чтение и письмо. От него страдает одна треть из примерно 17 миллионов человек во всем мире, которые ежегодно переносят инсульт и лечатся у логопеда.

Интенсивность не так важна

Годеке отмечает, что терапия и раннее вмешательство жизненно необходимы для выздоровления после инсульта. Однако большая интенсивность занятий не дает гарантии лучших результатов.

«Мы обнаружили, что, когда мы проводили раннюю терапию при афазии, у людей значительно повысилась способность к общению через 12 и 26 недель после инсульта. Они могли говорить лучше, и им было легче находить и использовать правильные слова. Важно отметить, что мы также обнаружили, что если бы мы проводили около 10 часов терапии в неделю по сравнению с почти 23 часами в неделю, результаты не особо отличались бы. Никакого вреда это не наносит, но и пользы не дает», – подчеркивает Годеке.

Восстановление речи и моторики различается

Автор исследования отмечает, что способ восстановления двигательных навыков после инсульта, отличается от восстановления речи.

«Мы склонны считать, что высокая интенсивность означает лучший результат. Но данные говорят, что восстановление речи может немного отличаться от восстановления моторики: ходьбы, движений руками или сидения», – рассказывает Годеке. «Нам не нужен такой интенсивный режим для языковой терапии, как для восстановления ходьбы. Нам может потребоваться такое же количество, но лечение будет растянуто на более длительный период».

Годеке также подчеркивает, что уровень сложности или интенсивность терапии при афазии должны адаптироваться под индивидуальные возможности человека.

«Поскольку язык является функцией более высокого порядка, для ее выполнения требуется больше времени и когнитивных навыков. Перерывы между занятиями могут помочь закрепить результат», – отмечает Годеке. Это похоже на бег на беговой дорожке. Сначала нужно научиться ходить по ней. Нет никакой пользы в том, чтобы бежать на полной скорости, когда умеренный темп помогает получить все необходимые знания, дольше хранить и использовать их».

VERSE изучили впервые

Исследование ECU очень ранней реабилитации речи (VERSE) является первым международным испытанием терапии при афазии. Целью исследования было определить, улучшает ли интенсивная терапия при афазии, начатая в течение 14 дней после инсульта, восстановление коммуникации по сравнению с обычным уходом.

Исследователи набрали 246 участников с афазией после инсульта из 17 больниц в Австралии и Новой Зеландии. Участники занимались терапией в обычном режиме или по одной из двух схем более высокой интенсивности.

Исследование показало, что ранняя интенсивная терапия афазии не улучшила восстановление коммуникации в течение 12 недель после инсульта по сравнению с обычным уходом.