Мы все можем описать идеального партнера. Возможно, он веселый, привлекательный и любознательный. А может приземленный, умный и вдумчивый. Но действительно ли в голове есть некий идеальный образ или люди просто описывают общие положительные качества?

Новое исследование, проведенное в Калифорнийском университете в Дэвисе, показывает, что предпочтения людей в отношении идеального партнера не отражают какое-либо уникальное личное представление. Соответствующие результаты были опубликованы в Journal of Experimental Social Psychology.

«Люди в нашем исследовании могли очень легко перечислить три главных качества идеального партнера», – рассказывает Джехан Спаркс, бывшая аспирантка Калифорнийского университета в Дэвисе и ведущий автор исследования. «Мы хотели посмотреть, действительно ли эти три главных качества имеют значение для человека, который их перечислил. Как оказалось, это не так».

В исследовании более 700 участников выделили чувство юмора, привлекательность и любознательность в тройку самых главных качеств. Затем они сообщили о романтических чувствах к ряду людей, которых они знали лично: некоторые были партнерами по свиданию вслепую, другие были романтическими партнерами, а другие друзьями.

Участники испытывали больше романтических чувств к знакомым, которые соответствовали предложенным чертам. Так, например, Ванесса перечисляла чувство юмора, привлекательность и любознательность, и в итоге испытывала больше желания по отношению к таким партнерам.

«На первый взгляд выглядит многообещающе», – отмечает Пол Иствик, профессор факультета психологии Калифорнийского университета в Дэвисе и соавтор. «Вы говорите, какие черты вам нравятся, а затем вам нравятся люди, соответствующие образу. Но история на этом не заканчивается».

Что сказал бы незнакомец?

Исследователи включили неизвестную переменную. Каждый участник должен был оценить, в какой степени одни и те же личные знакомые обладают тремя признаками, названными случайным человеком. Например, для Кристины важно, чтобы партнер была приземленным, умным и вдумчивым. В результате Ванесса захотела, чтобы и у ее партнера были соответствующие черты.

«В конце концов, нам нужны партнеры просто обладающие общепринятыми положительными качествами», – отмечает Спаркс. «Те качества, которые мы перечисляем на самом деле не имеют какого-то решающего значения.

Авторы считают, что эти выводы говорят о том, что у людей нет особого понимания, чего они лично хотят от партнера. Иствик сравнил это с заказом еды в ресторане.

«Почему нам нравится выбирать из меню? Потому что кажется, что то, что выбираем сами, точно понравится. Наши результаты показывают, что в романтической сфере вы могли бы позволить случайному незнакомцу «заказать за вас». В конечном итоге вам бы все равно понравилось «блюдо», – отмечает он.

Результаты имеют значение для того, как люди подходят к онлайн-знакомствам. Обычно люди часами просматривают профили пользователей в поисках своего идеала. Исследование Спаркс и ее коллег предполагает, что эти усилия могут быть напрасны.

«На самом деле очень легко проводить время в Интернете, выслеживая того, кто покажется идеальным. Но наше исследование предлагает альтернативный подход. Не надо заранее оценивать подходит ли человек под ваши идеалы. Иногда даже логичнее попросить друзей сделать выбор за вас».