Древние люди: неандертальцы и денисовцы были генетически ближе друг к другу, чем белые и бурые медведи. Также как медведи они имели крепкое здоровье и фертильных гибридов. К таким выводам пришло исследование, проведенное Школой археологии Оксфордского университета.

Исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the Royal Society B, показывает, что генетическая разница между людьми и нашими далекими предками меньше, чем между парой видов, которые легко скрещиваются и весьма плодовиты.

Профессор Грегер Ларсон, директор Палеогеномической и биоархеологической исследовательской сети (PalaeoBARN) в Оксфорде и старший автор исследования, отмечает: «Наше желание поделить мир на черное и белое, заставляет нас выделять виды в совершенно отдельные единицы. У биологии таких ограничений нет. Многие виды, даже те, которые эволюционно далеки друг от друга, постоянно обмениваются генами. Наши прогностические инструменты позволяют быстро и легко определить, насколько вероятно, что любые два вида могут производить потомство после скрещивания. Результаты говорят о том, что люди, неандертальцы и денисовцы могли легко воспроизводиться».

Анализ древних геномов показал историю спаривания неандертальцев, людей и денисовцев. Предсказать способность видов млекопитающих к воспроизведению фертильного гибридного потомства сложно. Некоторые генетики даже говорят, что неандертальцы и люди были на грани биологической совместимости.

Таким образом, команда разработала метрику, используя генетическое расстояние, чтобы предсказать относительную фертильность первого поколения гибридов между любыми двумя видами млекопитающих. Они сделали это путем анализа данных о генетических последовательностях различных видов, которые, как ранее было показано, дают гибридное потомство.

Сопоставляя генетическое расстояние с относительной плодовитостью гибридного потомства, ученые пришли к выводу, что чем больше расстояние, тем менее вероятно получение плодовитого потомства. Кроме того, команда использовала значения расстояния для определения порога рождаемости.

В итоге расстояние между людьми, неандертальцами и денисовцами оказалось намного меньше, чем между некоторыми видами, которые часто скрещиваются. Это говорит о том, что в генах современного человека могут быть и участки неандертальцев и денисовцев.

Эта метрика также может использоваться для прогнозирования вероятности рождения живых гибридов, что может был полезно для зоопарков при размещении животных вместе.

Ричард Бенджамин Аллен, соавтор исследования, отмечает: «Многие решения в области биологии сохранения были приняты на основе того, что родственные организмы, которые производят гибридов в неволе, не должны делать этого. Такой подход не учитывал существенную роль гибридизации в дикой природе, особенно в популяциях, находящихся под угрозой исчезновения. Наше исследование может быть использовано для сохранения родственных видов, когда создание гибридов – жизнеспособная альтернатива».