Группа ученых из Музея естественной истории Флориды издала своеобразный «призыв к действию», связанный с использованием больших данных для решения давних вопросов о разнообразии и эволюции растений, чтобы спрогнозировать, как они будут развиваться на планете, где человек занял доминирующую позицию.

В статье, опубликованной сегодня в журнале Nature Plants, исследователи призвали своих коллег начать использовать в исследованиях значительные информационные ресурсы, находящиеся в открытом доступе, а также увеличить базы данных, заполнив все оставшиеся в них пробелы.

«Использование больших данных для решения основных проблем биоразнообразия в масштабе всей планеты обладает огромным практическим значением, начиная от усиления охраны окружающей среды и заканчивая прогнозированием последствий изменения климата. Взаимосвязь между большими информационными ресурсами казалось невозможной каких-то десять лет назад. Пришло время использовать все эти инструменты и приложения не только для растений, но и для всех групп организмов», – отметил автор исследования Дуг Солтис, куратор музея Флориды и выдающийся профессор кафедры биологии Флоридского университета.

За несколько столетий музеи естественной истории собрали коллекции из миллиардов образцов и связанных с ними данных, большая часть которых теперь доступна в Интернете. Новые технологии, такие как дистанционные датчики и дроны, позволяют ученым наблюдать за растениями и животными, а затем передавать сведения о них в режиме реального времени. Граждане-ученые (добровольцы) постоянно вносят новые биологические данные в систему, регистрируя и сообщая о своих наблюдениях с помощью таких цифровых инструментов как iNaturalist.

Все эти источники сведений предоставляют ученым и защитникам окружающей среды огромное количество информации о прошлом, настоящем и будущем жизни на Земле. По мере того как эти базы данных расширялись, развивались и вычислительные инструменты, необходимые не только для анализа, но и для обнаружения связи между этими огромными массивами данных.

Исследования, которые ранее были сосредоточены на нескольких видах или только на растениях, теперь могут перейти на глобальный уровень благодаря появлению огромных баз данных, таких как GenBank, где хранятся последовательности ДНК.

«Эти информационные ресурсы несут в себе ценность для широкого круга пользователей, например, для ученых, стремящихся понять основы эволюции растений и экологии, или для политиков, пытающихся определить регионы, нуждающиеся в охране», – отметила Джули Аллен, один из авторов исследования и доцент кафедры биологии в Университете Невады в Рино.

Почему так важно отслеживать региональные и глобальные изменения, связанные с растительным миром?

«Мы не можем выжить без растений. Многие группы существ эволюционировали в тени цветущих папоротников и деревьев. По мере их распространения и диверсификации, муравьи, жуки и другие организмы развивались. Они являются базовым слоем для разнообразия жизни, которое мы видим на планете сегодня», – заявил научный сотрудник музея Райан Фолк.

Помимо наращивания и использования информационных ресурсов о растениях, авторы надеются, что научное сообщество сможет решить одно из самых сложных препятствий в применении больших баз данных – заставить их бесперебойно работать друг с другом.

«Это все еще является значительным препятствием. Для каждой системы данные зачастую собираются разными способами и путями. Нам, к сожалению, пока не удалось решить проблему интеграции этих сведений в одну огромную базу», – добавил специалист.