Недавний эксперимент группы ученых из Университета Пьера и Марии Кюри (Париж, Франция) под руководством Клаудии Фритц доказал, что все разговоры об уникальном звучании скрипок известного итальянского мастера Антонио Страдивари не имеют ничего общего с действительностью, а являются по большей мере продуктом самовнушения, основанного на поклонении таланту гения.
В ходе исследования ученые поставили перед собой задачу изучить одно из знаменитейших свойств скрипок Страдивари – их так называемую концертность. Многие профессиональные музыканты и просто любители классической музыки утверждают, что инструменты рук великого мастера предназначены для игры на больших концертных площадках, при этом они звучат достаточно тихо для исполнителя, а с увеличением расстояния интенсивность звука нарастает.
Чтобы изучить данное свойство инструментов были проведены два эксперимента с участием признанных виртуозов игры на скрипке и нескольких десятков ценителей классической музыки. Исследование проводилось в двух концертных залах – в малом в Париже и в большом в Нью–Йорке, при этом как исполнители, так и зрители оставались в неведении, какой инструмент звучит в данный момент.
Участников эксперимента просили оценить громкость, чистоту звучания, богатство звука и другие характеристики инструментов. По результатам исследования, скрипки Страдивари вчистую уступили своим современным аналогам, и только 44% добровольцев смогли правильно угадать, когда звучали “обычные” инструменты, а когда легендарные.