Проект 3SI, направленный на развитие экономики стран, расположенных между Балтийским, Черным и Адриатическим морями, несет в выгоды НАТО в виде укрепления военно-транспортной инфраструктуры на своем восточном фланге, напрямую противостоящем России. Об этом пишет в «1945» (19FortyFive) Эндрю Михта, один из ведущих экспертов Европейского центра исследований в области безопасности. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.
Проблемы безопасности снова находятся в центре внимания Европы, поскольку Владимир Путин настаивает на пересмотре ситуации, достигнутой после окончания «холодной войны» и возвращении российского имперского владычества для борьбы за влияние на континенте. Два десятилетия военной модернизации России в сочетании с разоружением большинства европейских НАТО членов изменили военный баланс на периферии НАТО не в пользу альянса.
В этой ухудшающейся обстановке безопасности есть одно светлое пятно, которое обещает нейтрализовать геостратегическое преимущество России и укрепить обороноспособность Европы: так называемая «Инициатива трех морей» (3SI). Это проект, запущенный в 2015 году Хорватией и Польшей, и направленный на развитие экономики и инфраструктуры двенадцати стран, расположенных между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. В настоящее время в группу 3SI входят Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Австрия, Венгрия, Словения, Хорватия, Болгария и Румыния.
По площади страны-члены 3SI составляют около трети Европейского Союза, обладают населением в 111 миллионов человек и средним ВВП на душу населения около 80% от среднего показателя по ЕС. У них также одни из самых высоких темпов экономического роста в Евросоюзе (в среднем 3,5% против 2,1% по ЕС в целом). Таким образом, инвестиции в их экономику несут с собой перспективу создания четкой скользящей дорожки для двух «половин» Европы, Западной Европы эпохи холодной войны и бывших советских сателлитов из восточного блока, которые в ближайшие десятилетия завершат преобразования, идущие с 1989 года.
Наиболее неотложными потребностями являются инфраструктура, энергетика и цифровая связь – области, где страны 3SI столкнулись с дефицитом инвестиций, который оценивается примерно в 1,5 триллиона долларов.
Соединенные Штаты признали скрытый экономический потенциал и политическое влияние 3SI. Администрация Трампа заявила о своей поддержке инициативы, объявив, что США выделят на нее 1 миллиард долларов. Администрация Байдена продолжила поддерживать этот проект, отмечая, что Германия играет в нем более важную роль.
Помимо очевидного экономического воздействия 3SI, инвестирование в инфраструктуру Центральной Европы напрямую влияет на военный потенциал НАТО и оперативное планирование США. Это особенно важно в свете того факта, что несколько циклов расширения НАТО после холодной войны расширили и изменили конфигурацию границ альянса на востоке, что сделало вопрос военной мобильности на оси Север-Юг насущной проблемой.
Планируется, что транспортный проект Via Baltica соединит Варшаву с Таллинном, а затем Таллинн с Хельсинки на пароме. Но самый крупный объект инфраструктуры с точки зрения военной мобильности на восточном фланге НАТО – это Via Carpathia, цель которой соединить порты Клайпеды в Литве с Салониками в Греции через Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию.
Проект Via Carpathia будет завершен в 2025 году. Возможное дополнение к нему, которое еще больше повысит военную мобильность на фланге, – это предлагаемая развилка на юге, которая проложит путь на восток через Румынию к черноморскому порту Констанца.
В рамках более масштабной реконфигурации инфраструктуры на восточном фланге НАТО Польша взяла на себя обязательство построить Центральный транспортный узел – ключевую инвестицию в инфраструктуру для региона, которая изменит оперативную картину на театре военных действий. Хаб задуман как комбинация воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, с десятью автомобильными и железнодорожными «спицами», соединяющими этот новый аэропорт с ключевыми регионами Польши. Запроектированные 700 километров новой высокоскоростной железной дороги будут отвечать стандартам НАТО STANAG для перевозки военной техники.
Для того чтобы НАТО усилило сдерживание вдоль границы и эффективно отреагировало на планы России по ведению войны нового поколения, унаследованная инфраструктура Восток-Запад должна быть дополнена необходимой связью между Севером и Югом. В этом отношении «Инициатива трех морей» носит трансформирующий характер, расширяя возможности оперативного планирования на восточном фланге. 3SI заслуживает постоянной политической поддержки и инвестиций со стороны Америки, а также инвестиций всего трансатлантического сообщества.