В то время как европейские страны столкнулись со второй волной эпидемии в последние недели, странам Азии и Океании пока удалось предотвратить значительный рост числа коронавирусных инфекций.
Такие страны, как Китай, Тайвань, Таиланд, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия, не испытали второй волны эпидемии или смогли быстро сгладить кривую заболеваемости.
Кафе и рестораны открылись во Вьетнаме в апреле, 10 000 зрителей посетили бейсбольный матч на Тайване в июле, тысячи зрителей собрались на концерте в Ухане, Китай, в августе, а стадионы для регби в Новой Зеландии в этом месяце заполнены. Жизнь в этих странах практически нормализовалась.
Успех эпидемии в этих странах обусловлен медленным или почти полным отсутствием ослабления мер, введенных во время первых волн. Австралия и Новая Зеландия прибегли к более заметному ослаблению мер в последние недели, но только в то время, когда количество новых случаев приблизилось к нулю.
Закрытие границ и ограничение поездок сыграли значительную роль в стратегии этих стран. Многие из этих стран ввели запрет на въезд или обязательный карантин для путешественников из-за границы. Япония разрешила своим гражданам, живущим за границей, вернуться в страну только летом, что является серьезным актом дискриминации для демократической страны. Австралия запретила своим гражданам выезжать за границу.
Карантинный контроль также во многих случаях более строгий. На Тайване инфицированные люди без симптомов могут проводить карантин дома, но их ежедневно проверяют по телефону, у них должно быть включено определение местоположения по GPS, и существует риск серьезных штрафов за нарушение карантина.
Возвращающиеся из-за границы жители Гонконга также могут провести карантин дома, но только при условии ношения электронного браслета. В Южной Корее, где разразилась вторая волна эпидемии, но власти быстро ее преодолели, массовое тестирование и отслеживание в сочетании с широким доступом к цифровым данным оказались успешными.
Эти индивидуальные ограничения кажутся менее затратными и менее опасными для свободы, чем повторяющиеся закрытия, которые влияют на общество в целом. Азиатский подход также наносит меньший ущерб экономике, чем общие решения, типичные для европейских стран и РФ. Хотя ограничения на поездки оказали серьезное влияние на туризм, странам не приходилось вводить другие запреты, такие как закрытие ресторанов, магазинов или другой деловой и промышленной деятельности.
Вопрос, который стоит задать себе
Эти государства понесли минимальный экономический ущерб по сравнению с другими. На Тайване никогда не было широко распространенного карантина, тогда как во Вьетнаме, Китае и Новой Зеландии он был своевременным, коротким и строгим.
В Китае с населением 1,4 миллиарда человек зарегистрировано всего 4634 смертельных случая, связанных с коронавирусом, а во Вьетнаме, Тайване и Новой Зеландии – всего 67 смертей. Возникает вопрос: «Как этим странам удалось приручить covid-19, сохранив на плаву здравоохранение, экономику и общество?»
В то время как, например, Британия остается в бесконечном цикле карантинных мер по прошествии семи месяцев и средства массовой информации продолжают сосредотачиваться на том, чтобы парализовать дебаты о серьезности вируса и оптимальной стратегии.
Многие страны совершили ошибку, рассматривая коронавирус как грипп, поместив его в карантин с опозданием и позволив вирусу распространиться среди населения как обычная простуда, поэтому к тому времени, когда болезнь стала опасной и правительство отреагировало, время было потрачено зря.
В последние месяцы число инфицированных в РФ растет, а летом кривая, казалось, сглаживалась и ставила показатель заболеваемости под контроль. Однако, вместо замены жестких мер функциональным тестированием и отслеживанием, переходом от карантина всего населения к карантину людей, подвергшихся воздействию вируса, правительство только ослабило ограничения без плана действий в чрезвычайных обстоятельствах и даже открыла границы для выезда за границу, что привело к возвращению вируса в страну и появлению новой цепочки инфекций.
Российское правительство рассматривало карантин как то, что решило бы проблему, но сам карантин принципиально не меняет развитие, он только выигрывает время.
Нет простого решения
К сожалению, простых решений не существует. План выглядит хорошо снаружи, но на практике сталкивается с серьезными проблемами, особенно с тем фактом, что не только уязвимые, но и все члены их семьи и те, с кем они вступают в контакт, должны защищать себя. Также трудно отличить здоровых от носителей вируса, потому что граница проходит не только между возрастными группами. Covid тяжелее переносится людьми с избыточным весом и представителями этнических меньшинств, и многие предрасположенности могут быть неочевидными.
Мы мало знаем о последствиях инфекции для здоровья людей, поскольку вирус поражает не только легкие, но и почки, печень, кровеносные сосуды и, возможно, мозг, а также может вызывать долгосрочные проблемы у молодых и здоровых людей.
Другая проблема может заключаться в том, что иммунитет к коронавирусу быстро исчезает, и человек может снова заразиться, поэтому в ситуации, когда мы не знаем, как долго на самом деле длится иммунитет к болезни, коллективный иммунитет является иллюзорным, и мы, вероятно, не доживем до того времени, когда изолированные могут безопасно вернуться в жизнь. Мы все еще не застрахованы от холеры, желтой лихорадки, кори, полиомиелита, туберкулеза, малярии или чумы, но меры здравоохранения ограничили их распространение, пока не появилась вакцина.
Малярия, например, была широко распространена в некоторых частях Соединенных Штатов, прежде чем она была искоренена в ходе масштабной кампании по охране здоровья в 1950-х годах, а коллективный иммунитет к кори поддерживается только с помощью вакцины, многих других патогенов, поражающих человечество. Как бороться с коронавирусом до того, как появится эффективная вакцина?
Ответом должны быть не только постоянные карантины, учитывая большой экономический и социальный ущерб, который они приносят. Существует три ключевых элемента для борьбы с вирусом.
Наиболее важным является масштабная система тестирования, отслеживания и изоляции, которая обеспечивает результаты в течение 24 часов, отслеживает не менее 80% зараженных контактов и изолирует тех, кто контактировал с вирусом, на две недели.