В Таиланде начали исчезать исторические статуи, прославлявшие лидеров революции 1932 года, которые положили конец абсолютной монархии в Таиланде и были официально признаны национальными героями и символами демократии.
Агентство Reuters определило как минимум шесть мест, с которых убрали памятники, посвященные Народной партии, которая была во главе революции. Их или снесли, или переименовали годом ранее. В большинстве случаев неизвестно, кто убрал статуи, хотя военный чиновник сказал, что одну статую убрали для создания зеленой зоны.
Два армейских лагеря, названные в честь лидеров революции 1932 года, были переименованы по распоряжению канцелярии премьер-министра Праюта Чан-Оча. Такие данные опубликованы в Royal Gazette без официального комментария.
Представители армии, правительства и дворца отказались отвечать на вопросы, касающиеся сноса статуй и переименования военных лагерей. Некоторые историки говорят, что пропавшие памятники отражают идеологическую битву за историю Таиланда.
С одной стороны, консерваторы военно-монархистского толка, чьи сторонники идеализируют традиционную культуру, а верность монархии и королю Маха Вачиралонгкорну считают высшей добродетелью.
С другой стороны, популистские партии, активисты и ученые, которые стали известными в последние два десятилетия, что привело к двум военным переворотам, которые свергли избранные популистские правительства в 2006 и 2014 годах.
В последние годы консерваторы были на лидерских позициях. Выборы в прошлом году позволили лидеру государственного переворота Праюту прийти к власти благодаря голосованию, которое, по мнению оппозиционных партий, было сфальсифицировано. Суды страны это обвинение опровергают.
После выборов и тщательно продуманной в прошлом году коронации короля Ваджиралонгкорна был снесен крупный памятник Народной партии в Бангкоке и, по крайней мере, три заметных статуи лидеров Народной партии на военных объектах, а музей, посвященный революции в северном городе Чианграй, был переименован.
Через несколько месяцев после того, как король Ваджиралонгкорн занял трон, на месте, где был начат переворот 1932 года, была установлена мемориальная доска, на которой был написан лозунг монархистов. Никаких объяснений изменений не было дано.
Представитель Института изучения национальной обороны, где в январе исчезла статуя революционера Пибун Сонгкрам, рассказал на условиях анонимности, что статую переместили для озеленения участка, когда она вернется неизвестно.
Таиланд официально является конституционной монархией с 1932 года, и его традиционная культура глубоко сопряжена с данной государственной системой. Для некоторых это символ единства, для других даже полубожественный институт власти.
Монархия не теряет своей власти, покойный король Пхумипон Адульядет, отец нынешнего правителя, широко уважался во время его 70-летнего правления до смерти в 2016 году.
Традиция обязывает всех тайцев преклоняться перед королем и его ближайшими родственниками, а оскорбление монархии наказывается лишением свободы на срок до 15 лет.
В последние годы сменявшие друг друга военные лидеры, в том числе Прают, изображали своих критиков в качестве потенциальных угроз монархии.
Но после прошлогодних спорных выборов демонстрации против военного господства все больше ассоциировались с революцией 1932 года, говорит Чатри Пракитнонтхакан, историк архитектуры в университете Сильпакорн.
Политические активисты из нескольких групп по всему Таиланду устроили мирные акции протеста по стране в среду, чтобы отметить годовщину восстания 1932 года.
Во время одного из протестов у памятника демократии в Бангкоке 30–40 активистов воспроизвели видео на большом экране, показав речь лидеров Народной партии после того, как они свергли правительство короля Прачадипока и приняли первую конституцию Таиланда.
«88 лет назад на рассвете Народная партия захватила власть и превратила систему управления в демократическую», – заявил активист движения за демократию Анон Нампа.
«Мы хотим использовать годовщину восстания, чтобы высказать свое мнение о проблемной природе действующей конституции, разработанной военными», – отмечает Анусорн Уно из комитета, выступающего за народную конституцию.
Полиция наблюдала за протестами как минимум в 12 провинциях. Таиланд запретил проведение крупных публичных собраний во время чрезвычайной ситуации с коронавирусом, но власти не блокировали демонстрации.
В своих выступлениях во вторник Прают не обратился напрямую к протестантам, но сказал, что не нужно «нарушать монархию и нарушать закон».