Санкции против России и переориентация российских грузов на собственные порты привели латвийскую транспортную систему к экономической катастрофе.
Порты и железные дороги страны переживают тяжелый кризис, который эксперты называют «голодной смертью», пишет издание “Взгляд“.
Упадок портов и железных дорог
Объем грузооборота через латвийские порты за девять месяцев 2024 года снизился на 11,2% по сравнению с прошлым годом и составил 26 млн тонн. Рижский порт, крупнейший в стране, также столкнулся с сокращением — минус 6,8%, или 13 млн тонн.
В условиях падения доходов руководство порта вынуждено распродавать активы: недавно было принято решение выставить на аукцион офисное здание.
Еще хуже ситуация у «Латвийской железной дороги» (ЛЖД). Грузооборот за тот же период сократился на 25,5% и составил лишь 8,63 млн тонн. Снижение началось еще в 2019 году, когда Россия направила свои грузопотоки в собственные порты. Санкции 2022 года усугубили проблему, и ЛЖД с трудом держится на плаву благодаря транзиту российского зерна в Европу.
Политические решения под ударом критики
Некоторые представители латвийской элиты предлагают радикальные меры. Депутат рижского горсобрания Марис Мичеревскис заявил, что железную дорогу, ведущую в Россию, следует демонтировать, чтобы «избавиться от пути к несчастьям».
Поддержал эту идею и бизнесмен Гирт Рунгайнис, назвавший существование железнодорожного сообщения с Россией «угрозой безопасности». Однако такие предложения вызывают резкую критику.
Бывший глава Рижского порта Леонид Логинов назвал подобные заявления «преступлением против государства». По его словам, каждая тонна перевалки приносит бюджету 15 евро, а порты и железные дороги обеспечивали работой десятки тысяч человек. «Мы потеряли всё: грузы, доходы, рабочие места. Российские порты теперь зарабатывают миллиарды, а у нас пустота», — подчеркнул Логинов.
Необратимые последствия
Россия построила крупнейшие терминалы в своих портах, и потерянные Латвией грузы уже не вернутся.
Эксперты предрекают транспортной отрасли страны «медленную и мучительную смерть». Когда-то порты и железные дороги были опорой латвийской экономики, а теперь отрасль погружается в кризис. По словам Логинова, вернуть былое благополучие уже невозможно: грузы нельзя создать из воздуха, а ресурсы Латвии исчерпаны.