Статистическое моделирование показало, что всплеск детской смертности в больнице, где работала Люси Летби, может быть объяснено малым весом и недоношенностью младенцев. Источник: The Telegraph.
Летби (34 года), экс-медсестра больницы им. графини Честер (CoCH), была признана присяжными виновной в убийстве семи новорожденных и покушении на убийство еще семерых в период 2015-2016 гг.
После вынесения ей обвинительного приговора в 2023 году многие британские ученые, врачи и специалисты по статистике выступили с осуждением того, как именно доказательства были представлены присяжным.
Смерти в рамках статистики
По новым аналитическим данным всплеск смертности в больнице графства Чешир не являются статистически необычными.
Аналитик Питер Элстон, член Королевского статистического общества (RSS), провел моделирование имеющихся данных, чтобы определить, можно ли было ожидать всплеска смертности, если бы неонатальное отделение любой больницы в Великобритании приняло больше недоношенных и не имеющих достаточного веса детей, чем обычно.
Его исследование показало, что почти такой же всплеск смертности, как в больнице им. Графини Честер, происходит при «незначительном сдвиге» в сторону более низкой массы тела при рождении и малого гестационного возраста новорожденного (на схеме выше).
В отчете Королевского колледжа педиатрии и здоровья детей (RCPCH) сообщается, что в 2015-2016 гг. CoCH принимала больше недоношенных и маловесных детей, хотя их точное число никогда не разглашалось.
Элстон проанализировал данные британского Управления национальной статистики и MBRRACE-UK (группа, отслеживающая смертность младенцев в королевстве), чтобы рассчитать предполагаемое количество младенцев, которые потенциально могли умереть в CoCH, на основе данных о госпитализации.
Вес при рождении и недоношенность оказывают большое влияние на то, способен ли младенец выжить. К примеру, ребенок, родившийся с весом 500 г, имеет 49% риск смерти, и шансы на выживание продолжают падать по мере уменьшения его веса.
По официальным данным, в 2015-м в CoCH родилось 3104 ребенка, а в 2016 году – 3023.
Хотя больница в г. Честер не публикует данных о массе тела младенцев при рождении или их гестационном возрасте, Питер Элстон показал, что даже если бы несколько новорожденных весили менее 1 кг и появились на свет ранее 24 недель, то стоило бы ожидать аналогичный всплеск смертности.
Число недоношенных и маловесных детей, включенных в аналитическую модель, основывалось на среднем показателе по Великобритании за 2015-2016 годы.
Элстон сообщил: «Низкий вес при рождении и недоношенность, возможно, не являются единственными причинами всплеска смертности, но они, очевидно, внесли свой вклад, а способствующий фактор так же важен, как и фактор, объясняющий все».
Монстр для успокоения общественности
Уровень смертности новорожденных в больнице им. Графини Честер резко снизился в 2017-м, что, по утверждению королевской прокуратуры, произошло из-за того, что Люси Летби была уволена из неонатального отделения.
Однако это отделение в том же году было переведено в более низкий класс, что означало, что оно больше не принимало самых слабых новорожденных.
Модель Питера Элсона смогла воспроизвести такое же улучшение показателей по смертности в 2017 году простым исключением недоношенных и имеющих малый вес младенцев.
Профессор Джейн Хаттон, эксперт по медицинской статистике в Уорикском университете (графство Уэст-Мидлэндс), призвала рассмотреть другие причины смерти в больнице Честера.
В частности, она заявила: «Я обеспокоена тем, что осуждение Люси Летби не является достаточным на фоне представленных доказательств. То, что я видела, как статистик, беспокоит меня. Не ясно, как сторона обвинения пришла к определению убийства. Это ведь не стандартное расследование очевидного, когда кто-то был застрелен, зарезан или отравлен, и есть четкий порядок.
«Здесь в каждом случае смерти приходилось принимать решение о том, было ли убийство или нет, и я не увидела достаточных сведений, которые убедили бы меня в этих решениях».
Профессор Джон О’Куигли, известный британский статистик, также заявил, что по его выводам в 2015-2016 гг. в больнице им. графини Честер (CoCH) не происходило статистически значимого всплеска неонатальной смертности.
О’Куигли отметил, что в период с 2013-2018 гг. в нескольких других больницах системы национального здравоохранения Великобритании наблюдался рост показателей смертности новорожденных из года в год, аналогичный данным CoCH.
По словам О’Куигли, игнорирование событий в более широком контексте –когнитивная ошибка, известная как «лотерейное заблуждение». Ведь если кто-то выигрывает в лотерею, против него (любого победителя) не выдвигают сразу же обвинение в мошенничестве. Вероятность того, что какой-либо конкретный человек выиграет в лотерею, крайне мала, но кто-нибудь обязательно выиграет.
Лотерейное заблуждение ранее фигурировало в нескольких случаях с обвинительными приговорами, которые позже были признаны судебными ошибками.
Игнорирование доказательств невиновности
Сторона обвинения успешно доказала перед присяжными, что высокая смертность новорожденных в больнице им. графини Честер вызвана скрытым фактором, и что этот скрытый фактор – медсестра-маньяк Люси Летби. Однако королевские прокуроры предпочли не обращать внимания на имеющие доказательства незлонамеренных факторов в перинатальном отделение больницы г. Честер.
Смерти в медучреждениях редко бывают простыми. Чаще всего они являются результатом сочетания общих и конкретных факторов. Аналогично, ураган может убить много людей из-за своего общего разрушительного характера, но то, умрет ли определенный человек, зависит также от его индивидуальной уязвимости – к примеру, его здоровья, прочности его дома, срока прибытия аварийно-спасательных служб.
Обзор инспекторов Королевского колледжа педиатрии и здоровья детей (RCPCH) по поводу повышенной смертности, заказанный администрацией CoCH в июле 2016-го, был опубликован в феврале 2017 года и представлял собой длинный перечень недостатков больницы. Как ни удивительно, это официальный отчет не был использован в суде над Люси Летби.
Более того, за последние полтора года или около того в отношении CoCH всплыли сведения о проблемах с канализацией и развитии инфекции во время так называемого «периода Летби». Однако, как сообщалось, это не было признано достаточно существенным, чтобы объяснить рост смертности новорожденных.
Сторонники вины экс-медсестры Люси Летби утверждают, что она воспользовалась недостатками больницы, чтобы совершать нападения.
Однако если скорректировать данные о младенческой смертности в CoCH с учетом случаев смерти, в которых была обвинена Летби, а также с учетом низкой массы тела при рождении, низкого гестационного возраста и многих других нюансов, отмеченных в обзоре RCPCH, то в итоге получаем больницу с нереально низким уровнем смертности.
Примечательно, что и доктор Деви Эванс, главный эксперт обвинения, и полиция Чешира убеждены, что они нашли настолько плодовитую убийцу, что была ответственна за весь всплеск смертности новорожденных в больнице. Но как тогда они объяснят рост неонатальной смертности во многих других больницах Соединенного королевства, в которых Люси Летби никогда не бывала?
Ведь если в каждой из этих больниц действует по медсестре-маньяку, подобной Летби, то нужно срочно начинать расследование по всей Великобритании.