На фоне многочисленных заявлений западных массовых СМИ о намеченных поставках Украине американских бронемашин Bradley с чрезмерным восхвалением их боевых характеристик, ряд военных экспертов указал на серьезные слабости этой платформы, в том числе применительно к украинскому театру военных действий. Перевод основных положений иностранных публикаций представлен изданием discover24.ru.

Бронирована боевая машина (ББМ) «Брэдли», предназначенная для перемещений войсковых подразделений на поле боя и обеспечения при этом их огневой поддержки, «станет самой тяжеловооруженной и бронированной боевой машиной западной разработки из переданных Украине на сегодняшний день», – отмечает в интернет-издании «1945» (19FortyFive) военный обозреватель Себастьен Роблин.

Он также обращает внимание, что Украина активно выражает стремление «продолжать наступательные операции», для чего требуется как раз много хорошо защищенных боевых машин. Таким образом, Bradley отводится «гораздо более агрессивная боевая роль, чем у сотен легковооруженных бронетранспортеров, таких как M113 и VAB, которые НАТО ранее подарило Украине».

Тем не менее, Bradly, названная в честь американского генерала Второй мировой войны Омара Брэдли, не является основным боевым танком – у него нет столь же мощной пушки, а его броня не рассчитана на попадание танковых орудий или противотанковых ракет. Машина имеет немалый вес – около 33 тонн, что существенно осложняет ее маневренность. При этом ББМ «Брэдли» недешевы: они оцениваются примерно в 3,2 миллиона долларов за каждую машину.

Впрочем, Пентагон уже заплатил производителям, закупив за время выпуска Bradley (с начала 1980-х годов) около 6500 машин, более трети из которых теперь не используются в подразделениях армии и национальной гвардии и хранятся в арсеналах. То есть как минимум сотни из них можно передать Украине без заметных новых финансовых затрат и не лишая возможностей оперативные подразделения армии США, которые в 2022 году только начали получать новейшие версии машины M2A4 с форсированными силовыми агрегатами и подвеской.

Но материально-технические и учебные меры, необходимые для интеграции «Брэдли» в вооруженные силы Украины и поддержки их в полевых условиях, останутся значительными, отмечает Роблин. К тому же любые более ранние версии (M2A1 и M2A2) из арсеналов США не имеют ключевых улучшений живучести, поэтому Пентагону придется несколько потратиться на их модернизацию.

В свою очередь, портал The Drive привел мнения нескольких экспертов, которые помимо стандартных заверений, что «Брэдли» – «это именно то, что нужно Украине», войска которой за время российской СВО понесла серьезные потери в бронетехнике всех видов и остро нуждается в восполнении своего парка за счет новых западных поставок, вряд ли сможет заметно повлиять на ход боевых действий, тем более – в количестве лишь 50 машин и в далеко не самой их современной версии – M2A2-ODS.

Эта версия обозначает Bradley, модифицированные «с учетом опыта» операции 1991 года против Ирака «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), причем усовершенствования в основном касались электроники и не повлияли на тактико-технические параметры.

«Более десяти лет спустя, во время операции «Иракская свобода», «Брэдли» сражались на ранних этапах вторжения в Ирак, участвуя затем в ожесточенных городских боях в таких городах, как Багдад, Наджаф и Аль-Таура (его часто также называли Садр Сити). Они столкнулись с намного более серьезными для себя проблемами», – указывает The Drive. В ходе этих операций было потеряно от 55 до 150 Bradley, причем даже не столько от столкновений с регулярными иракскими войсками (а таковых почти не было), оснащенными пусть даже и устаревшими танками и артиллерией, а от реактивных гранат из РПГ и самодельных взрывных устройств.

Что касается «огневой мощи» Bradley, официальные лица из аналитиков армейских центров изучения боевого применения (CALL и AMSAA) заявили, на основе своей оценки по итогам операций в Ираке: чтобы 25-мм автоматическая пушка могла уничтожить танк (иракский, то есть весьма старые советские модели из «чистой брони», без каких-либо средств дополнительной защиты), тот «должен быть пораженным с близкого расстояния в его наиболее уязвимых местах». Ракетная система Bradley TOW была «более смертоносна на больших дистанциях», под которыми, впрочем, имелось в виду дальность действия до 4500 метров.

Как итог: крайне сомнительно, что Bradley станет столь же эффективным против намного более современных (в том числе модернизированных) типов российской бронетехники. Помимо отмеченных недостатков большого веса американской гусеничной ББМ, к ее спорным качествам можно отнести и высокий – 3-метровый – профиль машины.

По словам одного из экспертов The Drive, приподнятая оптическая платформа «Брэдли» повышает его эффективность против более приземистой российской бронетехники, «идентифицируя ее до того, как он их увидит». Но характерные условия преобладания открытой равнинной местности на юге Украины серьезно повышают уязвимость Bradley.

Мало энтузиазма по поводу поставок Bradley на Украину выразил другой эксперт The Drive, отметив: их «техническое обслуживание является сложной задачей и в более лучших условиях, с обученными экипажами и механиками. Без месяцев обучения и многолетнего опыта эти боевые машины в мгновение ока превратятся в громадины металлолома вдоль проезжей части».