Способность России оставаться почти равным конкурентом Китаю и США в истребительной авиации делает особо востребованным наращивание производства самолетов пятого поколения Су-57, причем с упором на их улучшенные версии по сравнению с текущей базовой моделью. Об этом пишет западное военное издание Military Watch (MW). Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

Российская государственная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) отчиталась об успешном завершении заводом в Комсомольске-на-Амуре плановой годовой программы по выпуску истребителей Су-57 и Су-35С для ВКС России. В недавнем заявлении вице-премьера России Дениса Мантурова было подтверждено, что на этом заводе продолжается расширение мощностей, с расчетом в скорой перспективе значительно увеличить выпуск именно боевых самолетов пятого поколения.

В MW напомнили: еще в августе было объявлено, что Завод им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре открывает новые мощности в рамках подготовки к расширению производства Су-57. Ранее, во времена СССР, это предприятие производило Су-27, а затем в 1997 году перешло на производство истребителей Су-30 – после получения крупных заказов из Китая. До середины 2000-х годов также выполнялись заказы из Венесуэлы, Уганды, Индонезии и Вьетнама, а кульминацией стало производство 20 планеров Су-30М2 для собственных ВВС России – «первой постсоветской моделью для пополнения истребительного подразделения страны», – отмечает MW.

С ноября 2009 года завод производил истребители Су-35, при этом выпуск быстро достиг примерно 14 планеров в год, прежде чем почти десятилетие спустя была добавлена дополнительная производственная линия для Су-57. Первый Су-57 был поставлен ВКС России в декабре 2020 года, и, хотя в настоящее время на вооружении находятся только шесть, масштабы производства значительно расширились. Ожидается, что к 2025 году производство достигнет примерно 14 самолетов в год, а к концу 2027 года в ВКС России намечено иметь три эскадрильи с общим количеством 76 истребителей Су-57.

«Расширение производства до масштабов, превышающих масштабы производства Су-35, Су-30 и Су-34, ожидается в конце 2020-х или начале 2030-х годов, поскольку уникальный статус Су-57 как единственного российского истребителя пятого поколения означает, что он востребован и будет иметь большую долю как на внутреннем, так и на внешнем рынках», – указывают аналитики западного издания.

По их мнению, подобно тому, как Су-27 был модернизирован и превратился в Су-30/34/35, которые в настоящее время производятся на трех разных линиях заводов ОАК, другие варианты на базе Су-57, как ожидается, будут запущены в производство в большем количестве мест по всей России. В том числе в Иркутске, где авиационный завод, в настоящее время производящий Су-30СМ/СМ2, в конечном итоге перейдет на производство модификации Су-57.

Су-57 является, наряду с китайскими J-20 и американскими F-35, одним из трех серийных выпускаемых в настоящее время истребителей пятого поколения в мире. Зарубежный спрос и вопросы, касающиеся сохраняющейся жизнеспособности усовершенствованных самолетов четвертого поколения по сравнению со все более преобладающим пятым поколением флотов членов НАТО, создали дополнительное давление на Россию с целью расширения производства Су-57.

Российская программа Су-57 столкнулась со значительными задержками: ни срок ввода в эксплуатацию (2015 год), ни ожидаемый размер их авиапарка (200 самолетов к 2025 году) не были достигнуты. Тем не менее, истребитель успешно прошел испытания для ряда технологий шестого поколения, таких как оружие направленной энергии, беспилотные летательные аппараты и гиперзвуковые ракеты, и, как ожидается, в конце 2020-х годов он превратится в истребитель поколения «5+».

Усовершенствованный вариант Су-57М , который, как ожидается, будет включать в себя многие ключевые технологии, которые развивают программу в этом направлении, должен поступить на вооружение с 2025 года, в результате чего производственный цикл базового Су-57 составит всего несколько десятков планеров.

«Разработка усовершенствований Су-57 считается особенно важной из-за сильного отрыва Китая и Америки в разработке полноценных истребителей шестого поколения, которые должны поступить на вооружение примерно к 2030 году… Ожидается, что это сделает нынешние российские истребители устаревшими, но зато производная от Су-57 в варианте «поколение 5+» рассматривается как наиболее практичный вариант для России, позволяющий избежать заметного отставания в передовой боевой авиации», – считают аналитики MW.

Су-57 оценивается экспертами  как менее малозаметный, чем китайские и американские истребители пятого поколения, но обладает рядом преимуществ, включая непревзойденные длительность полета и маневренность, использование шести специализированных радаров, высокие характеристики своих управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-77М и использование уникальных систем лазерной защиты.

В то время как Советский Союз разработал четыре отдельных типа истребителей / перехватчиков четвертого поколения, Россия после его распада разработала только один тип истребителей пятого поколения, причем сделала это огромным отставанием от США и с меньшим преимуществом в их характеристиках по сравнению с конкурирующими зарубежными самолетами.

Поэтому, пишет MW, «того, что смог добиться СССР в предыдущем поколении, когда его самолеты Су-27 и МиГ-31 считались в целом непревзойденными, у Су-57, скорее всего никогда не будет. По мере того, как импульс советской эпохи еще больше ослабевает, способность России оставаться почти равным конкурентом Китаю и Соединенным Штатам в истребительной авиации остается под вопросом из-за гораздо меньшего размера ее технологического сектора и промышленной базы».

Впрочем, аналитики MW указывают: возможность получения Россией большей китайской поддержки и технологий для программы Су-57 и его будущих преемников следует рассматривать как весьма вероятное средство значительного укрепления его перспектив, поскольку нынешнее китайское и американское превосходство над конкурентами в этой области – явление временное и уже показывает тенденцию к сокращению.