С подачи киевских властей на Западе стала обсуждаться идея отправки на Украину истребителей шведского производства JAS-39 Gripen. Почему этого не произойдет, объясняет в интернет-издании «1945» (19FortyFive) военный обозреватель Питер Сучиу. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

«Сможет ли Швеция продемонстрировать свою приверженность НАТО, направив свой истребитель JAS-39 Gripen на Украину? Сторонники такого плана предполагают, что, поскольку «Грипен» не является американским истребителем, этот шаг будет менее спорным, чем поставка F-16, о желании чего также заявил Киев», – пишет Сучиу.

Он признает, что есть много причин, по которым Gripen, состоящий на вооружении ВВС не только Швеции, но также Венгрии, Чехии, ЮАР и Бразилии, способен «хорошо подойти и для Украины». Этот шведский многоцелевой истребитель, способный вести перехват, наземную атаку и разведку, считается на сегодня одним из лучших в своем классе «поколения 4+, не обладающего стелс-возможностями».

«Это зрелая программа, запущенная более трех десятилетий назад… Турбовентиляторный двигатель Volvo с форсажной камерой дает ему возможность развивать скорость 2 Махов. Истребитель имеет дальность полета до 3200 км и может летать на высоте до 15 240 м. У него также более низкая стоимость летного часа, чем у многих других самолетов», – отмечает в отношении JAS-39 Gripen обозреватель «1945».

По заверениям производителя (компании Saab), Gripen может заправиться и перевооружиться за 10 минут, после чего вернуться в бой. Как и все шведские самолеты, разработанные с 1950-х годов, он способен применяться с коротких взлетно-посадочных полос, включая переоборудованные дороги и шоссе. Для взлета ему требуется поверхность шириной всего 16 метров и длиной 500 метров, а для посадки – длины в 600 метров.

«Утки» истребителя (небольшое горизонтальное оперение впереди основного крыла) улучшают его маневренность, увеличивая угол атаки и обеспечивая большую подъемную силу на более низких скоростях во время приземления. Gripen очень хорошо отвечает одному из важнейших положений современных западным концепциям ведения воздушных операций против равного по силам противника – способности «рассредоточить силы и действовать из нескольких мест».

Отправка JAS-39 Gripen на помощь Киеву, как считают многие на Западе, «поможет решить часть его проблем». Для Saab, старающейся найти иностранных покупателей, это также якобы дает шанс получить рекламу своему самолету. Но именно этот довод крайне слаб: больше шансов на то, что в прямом столкновении против намного более мощных по характеристикам и вооружению истребителей ВКС России его ожидают грандиозные провалы.

Однако  и помимо этого у всей этой идеи имеется несколько недостатков, которые делают ее практически невыполнимой. «Первое и самое важное», по мнению Сучиу, заключается в том, что у Швеции попросту нет истребителей, которые можно отправить немедленно. Выпуск современных боевых самолетов весьма дорог и требует времени, а истребители из состава своих собственных ВВС Стокгольм в Украину посылать не намерен, как и другие страны-эксплуатанты.

«Даже если Швеция обязалась предоставить самолеты, первые истребители, скорее всего, прибудут через несколько лет. Поставка запчастей и обучение также могут вызвать долгосрочные проблемы», – добавляет Сучиу.

Кроме того, заявленное стремление Швеции вступить в НАТО еще должны одобрить Венгрия и Турция. Обе страны в настоящее время поддерживают баланс отношений с Москвой, и обещание Стокгольма отправить истребители Украине может стать чертой, которую они не захотят переступать.

Добавить комментарий