Международной группе исследователей впервые удалось обнаружить газообразные органические соединения, именуемые гидротриоксидами (ROOOH), в атмосферных условиях. Об этом сообщает интернет-издание SciTech Daily. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

До сих пор существование органических соединений с необычной группой ОООН (состоящей из трех последовательных атомов кислорода и атома водорода) фиксировалось только в лабораторных экспериментах. Эти вещества образовывались при окислении ряда углеводородов, таких как изопрен и альфа-пинен. Гораздо более широко распространенные гидропероксиды (ROOH) – с двумя атомами кислорода – известны и изучены уже давно.

Гидротриоксиды представляют собой важный класс веществ в атмосфере, влияние которых на здоровье и окружающую среду необходимо изучить более детально, пишут исследователи, работавшие под эгидой Института тропосферных исследований им. Лейбница (TROPOS), в отчетной публикации для журнала Science. По их оценке, окисление изопрена каждый год производит около 10 миллионов тонн этих соединений в атмосфере Земли. Срок существования ROOOH оценивается от минут до часов.

Нижний слой атмосферы нашей планеты действует как огромный химический реактор, в котором ежегодно преобразуются сотни миллионов тонн углеводородов, что в конечном итоге приводит к образованию углекислого газа и воды. Эти углеводороды выбрасываются лесами или антропогенными источниками. Происходит большое разнообразие процессов окисления, но только некоторые из них хорошо изучены.

Учеными ранее лишь предполагалось, что в атмосфере могут быть вещества, содержащие не только два атома кислорода (ROOH), но и три атома кислорода (ROOOH). В органическом синтезе гидротриоксиды используются для образования особых продуктов окисления в реакции с алкенами. Однако там эти вещества образуются в органических растворителях при очень низких температурах (около -80°C) и далее вступают в новую реакцию. До сих пор было неизвестно, существует ли этот класс веществ в виде газа в атмосфере при значительно более высоких температурах.

Исследователи из TROPOS, Копенгагенского университета и Калифорнийского технологического института впервые смогли предоставить прямые доказательства того, что образование гидротриоксидов имеет место в атмосферных условиях, вытекая из реакции пероксирадикалов (RO2) с гидроксильными радикалами (ОН). Лабораторные исследования в основном проводились в TROPOS в Лейпциге, в проточной трубке со свободной струей при комнатной температуре и давлении воздуха 1 бар, в сочетании с использованием очень чувствительных масс-спектрометров.

Дополнительная экспериментальная информация, особенно о стабильности гидротриоксидов, была получена в ходе исследований Калифорнийского технологического института. Квантово-химические расчеты были выполнены Копенгагенским университетом для описания механизмов реакции, а также температурной и фотостабильности гидротриоксидов. Глобальное моделирование от TROPOS позволило провести первоначальную оценку воздействия гидротриоксидов на атмосферу Земли как весьма существенную.

Electrek: Автономный электрический грузовик Einride получил разрешение ездить на дорогах США

Транспортная компания Einride получила разрешение от американской Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) на эксплуатацию своих автономных электрических грузовиков (AET) на дорогах общего пользования в США под управлением удаленным оператором.

TechXplore: Швейцарские исследователи разработали носимый текстильный экзомускул