Еще 14 февраля КГИОП опубликовал на своем сайте текст нового закона об изменении проекта зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга (820-й Закон СПб). Однако документ не отметили пресс-релизом и пояснениями.
В тексте закона содержится предложение о сносе исторических зданий для строительства терминала высокоскоростных магистралей у Московского вокзала и нескольких зданий для строительства Большого Смоленского моста. Новую редакцию закона предполагается принять до лета.
По мнению экспертов, чиновники будто пытаются избавиться от лишнего внимания к сносу зданий.
Горожане, ознакомившиеся с документом, считают, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали перегрузит центр города и навредит его историческому облику.
«Честно говоря, не очень понятно, почему все скоростные железные дороги должны обязательно сходиться в самом центре города, где бесконечные затруднения в движении транспорта. Как-то нелогично получается. Если у нас центр города – охраняемый объект, то почему дорожные планы это не учитывают? Можно ведь сделать вокзал специально для скоростных поездов и пусть он будет ближе к окраине города, как аэропорт, например», – отметила жительница Петербурга.
Градозащитников и экспертов настораживает такая секретность КГИОП, о целях которого они также высказались.
Замглавы петербургского отделения ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) Александр Кононов рассказал, что перед началом строительства должны быть учтены последние заключения рабочих групп по этим вопросам, чего не было. Эксперт предположил, что это связано с еще не внесенными КГИОПом правками. Также он отметил, что времени на слушания выделено крайне мало.
Координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов рассказал, что такое решение в духе чиновников Смольного. Они создают видимость, что готовы слушать мнение общественности, однако чаще всего они пытаются скрыть истинное положение дел.
«После того как они это выложили, у меня вопрос: почему у них на сайте не было пресс–релиза? И почему не были приведены конкретные изменения, которые предполагается внести в закон? То есть бери весь закон, скачивай и читай, сличай, что там изменилось. Если бы я занимался этим и не хотел мухлевать, я бы, наверное, выложил конкретные места: меняю то–то и то–то. И что они считают техническими ошибками, в чём эти технические ошибки заключались? В общем, всё в русле нынешней политики КГИОП», — высказался Литвинов.
Ярослав Костров, активист сообщества «Центральный район за комфортную среду обитания» вспомнил ситуацию со строительством ТЦ «Галерея», где изначально планировалось расширить территорию Московского вокзала.
«Снести десяток исторических зданий под видом стройки вокзала для ВСМ. Далее просидеть пяток лет с новой «ямой». А потом застроить территорию новыми коробками ТЦ и БЦ. Повторение мать учения?» – написал активистна странице во «ВКонтакте».
Активисты призывают горожан писать как можно больше жалоб в адрес КГИОП, тогда появится возможность продлить слушания. Однако петербуржцы предполагают, что обратить внимание чиновников, в том числе губернатора Беглова, на мнение общественности реальнее с помощью массовых народных сходов.
Активисты Петербурга уже жаловались в прокуратуру на отказ КГИОПа признать здание ВНИИБ на втором Муринском объектом культурного наследия и исполнить решение суда. Их также поддержал депутат Борис Вишневский, который с удивлением отметил, что чиновники Беглова живут «в каком-то отдельном правовом поле».