Военный обозреватель Forbes Дэвид Экс в рамках пропагандистской кампании Запада о «готовящемся российском вторжении в Украину» исправно упражняется в оценках различных отдельных аспектов гипотетических «боестолкновений». Очередным предметом его внимания стали украинские вертолетные силы, которым он предрек «большие проблемы» в случае конфликта с Россией. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

На бумаге украинская армейская авиация располагает четырьмя бригадами авиационной поддержки, оснащенными транспортными вертолетами Ми-8 и боевыми вертолетами Ми-24. В действительности – потери во время боевых действий в Донбассе и нехватка финансирования привели к тому, что только 30 или около того вертолетов каждого типа способны к повседневным операциям. Это количество, соответствующее примерно лишь на половину штатного оснащения упомянутых бригад.

«Если Россия начнет военные действия в Украине, чего опасаются многие наблюдатели, ограниченные украинские вертолетные силы вряд ли будут способны долго продержаться в бою и даже вообще сыграть какую-то значимую роль», – констатирует Экс.

Официально в структуре Вооруженных сил Украины (ВСУ) имеются 11-я, 12-я, 16-я и 18-я отдельные авиационные бригады. 11-я располагается на юге страны, 12-я и 16-я летают с баз на западе. К востоку от Днепра дислоцируется всего одна бригада – 18-я, что делает ее легкой досягаемой от позиций в контролируемом ополченцами районе Донбасса.

Из этих бригад в достаточной степени оснащены авиатехникой только 11-я и 16-я, согласно данным сайта Heliopsfrontline за 2020 год. Там же указано, что «каждая из бригад имеет действующий парк из не менее 10 Ми-24 в дополнение к примерно 15 Ми-8».

«Задействуем простую арифметику. Если последний обзор базирующегося в Лондоне Международного института стратегических исследований точен, то за вычетом авиатехники 11-й и 16-й бригад остается не более 15 Ми-24 и 23 Ми-8 для двух остальных бригад и ВВС Украины, которые также эксплуатируют транспортные вертолеты для поисково-спасательных и других задач», – делает вывод обозреватель Forbes.

По его словам, «эта мизерная сила» все же представляет собой значительное улучшение по сравнению с тем, что было всего восемь лет назад. После 2014 года украинская армия мобилизовала все силы и вытащила со склада старые, отправленные на хранение вертолеты советских времен. Генерал-майор Игорь Яременко, начальник армейской авиации, в 2019 году заявил, что парк его вертолетов вырос «в несколько раз», подразумевая тем самым, что в 2014 году в наличии было всего пара десятков машин.

«Эти и без того крошечные силы понесли огромные потери, когда растренированные экипажи прогнали свои ржавые вертолеты через смертоносную систему ПВО пророссийских сил. Пять Ми-24 и пять Ми-8 были уничтожены. Еще один Ми-8 разбился в аварии. Еще три Ми-24 и четыре Ми-8 получили серьезные повреждения», – напомнил Дэвид Экс.

Потери вынудили Киев отвести свою авиацию от Донбасса в 2015 году. Соглашение с Россией препятствует их возвращению, но Яременко сказал, что это может измениться: «В случае крупномасштабной агрессии мы будем использовать авиацию».

На этот случай армейская авиация Украины проводит определенную подготовку. Ми-8 участвовали в крупномасштабных учениях, в том числе с участием американских войск. Кроме того, Украина предоставляет вертолеты миротворческим силам ООН в Демократической Республике Конго. Воздушные операции над Конго служат одновременно и боевой подготовкой экипажей ВСУ.

«Украина модернизирует стареющие планеры советского образца новой электроникой, спутниковой навигацией и очками ночного видения для своих экипажей. Но эти скромные усовершенствования могут не иметь большого значения на фоне того, что российская армия, сосредоточенная вдоль границы с Украиной, способна развернуть буквально сотни современных систем ПВО», – отмечает Экс.

По его мнению, «теоретически» украинские Ми-24 будут оказывать непосредственную авиационную поддержку танковым и пехотным батальонам, а Ми-8 будут высаживать десантников, пополнять запасы передовых частей и помогать эвакуироваться раненым.

«На самом деле они могут быть не в состоянии выполнить ни одну из этих миссий – по крайней мере, в течение сколь-нибудь долгого времени. Достаточно слабая сеть ПВО ополченцев Донбасса уничтожила почти половину украинских вертолетов всего за несколько месяцев в 2014 и 2015 годах. Сегодня ПВО войск России намного плотнее. У Украины стало больше винтокрылых машин, они несколько улучшились, но на фронте им по-прежнему грозит опасность полного уничтожения», – заключает Дэвид Экс.