Люди обычно думают о стрессе и тревоге как о негативных понятиях, однако хоть они и могут достигать нездорового уровня, психологи давно знают, что эти чувства неизбежны и часто играют положительную, а не отрицательную роль в нашей повседневной жизни. Исследователи рассказали об этом в рамках недавней презентации на ежегодном съезде Американской психологической ассоциации.
«Многие американцы сейчас испытывают беспокойство от того, что они находятся в стрессовом или тревожном состоянии. К сожалению, к тому времени, когда они решают обратиться к профессионалу за помощью, стресс и тревога уже достигают нездорового уровня», – сказала доктор медицинских наук Лиза Дамур и частнопрактикующий психолог, выступивший на встрече. Дамур также пишет регулярную колонку для The New York Times и является автором книги «Under Pressure: Confronting the Epidemic of Stress and Anxiety in Girls».
Стресс обычно возникает, когда люди действуют на грани своих способностей, то есть, выталкивая себя за привычные рамки или выходя за них из-за сложившихся обстоятельств, считает Дамур. Также важно понимать, что стресс может быть результатом как плохих, так и хороших событий. Например, увольнение – это стресс, но он возникает и при появлении первого ребенка в доме.
«Психологам важно делиться своими знаниями о стрессе с широкой аудиторией: стресс является неотъемлемой частью повседневной жизни, ведь работа на грани наших способностей часто развивает их, а умеренный уровень стресса может выполнять инокулирующую функцию, что приводит к повышению уровня устойчивости, когда мы сталкиваемся с новыми трудностями», – сказала она.
Тревога тоже имеет излишне плохую репутацию, по словам Дамур.
«Как известно всем психологам, беспокойство – это внутренняя система тревоги, которая, вероятно, вызвана эволюцией, и предупреждает нас об угрозах как внешних, таких как машина, движущаяся по соседней полосе движения, так и внутренних, например, когда мы слишком долго откладываем нашу работу», – добавила Дамур.
Рассматривая тревогу как иногда полезную и защитную функцию, люди могут эффективно ее использовать. Например, Дамур отметила, что часто говорит подросткам, с которыми она работает, обращать внимание, если они начинают испытывать беспокойство на вечеринке, потому что их нервы могут предупреждать о возможной проблеме.
«Точно так же, если клиент рассказывает, что она беспокоится о грядущем тесте, по которому ей еще предстоит учиться, то я быстро заверяю ее, что у нее правильная реакция на ситуацию, и она почувствует себя лучше, как только засядет за книги», – заявила специалист.
Это не значит, что стресс и беспокойство не могут быть вредными, отметила Дамур. Стресс может принести вред, если он хронический (без возможности восстановления) или если он носит травматический характер (психологически катастрофичен).
«Другими словами, стресс причиняет вред, когда он превышает уровень, который человек может разумно усвоить или использовать для наращивания психологической силы», – отметила исследователь. «Точно так же беспокойство наносит вред, когда оно не имеет смысла. Иногда люди испытывают тревогу безо всякой на то причины. Иногда она совершенно непропорциональна угрозе, например, когда у студента возникает приступ паники из-за небольшого теста».
По словам Дамур, без лечения стресс и беспокойство могут вызвать постоянные страдания, а также способствовать появлению множества дополнительных психологических и медицинских симптомов, таких как депрессия или повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний.
«Любой, кто чувствует себя перегруженным стрессом, должен, если это возможно, принять меры по его снижению или обратиться за помощью к квалифицированному специалисту для изучения стратегий управления им. Для управления тревожностью некоторые люди используют рабочие тетради, которые помогают им оценивать и оспаривать свои иррациональные мысли. Если такой подход не удался, то следует проконсультироваться с обученным профессионалом», – подчеркнула Дамур. «В последние годы методы осознанности тоже стали эффективным подходом к преодолению стресса и беспокойства».
Дамур также призвала психологов принять активное участие в борьбе с тем, что она назвала «индустрией счастья», или с теми оздоровляющими компаниями, которые пытаются продвинуть в массы идею о том, что люди должны чувствовать себя спокойными и расслабленными большую часть времени.
«Психологи умеют более взвешенно подходить к размышлениям о человеческом опыте. Мы хотим поддерживать благополучие, но не ставим цель, что необходимо быть счастливыми почти все время. Это опасная идея, потому что она не нужна и недостижима», – отметила специалист. «Если у вас сложилось впечатление, что вы всегда должны быть радостными, то ваш повседневный опыт может в конечном итоге сделать вас довольно несчастным».