Арслан Гизатуллин, управляющий колбасным заводом под Москвой, отмечает, что его халяльный бизнес чувствует себя не в своей тарелке – не столько от вялой экономики России, сколько от конкурентов, борющихся за кусок растущего исламского рынка.

Все больше производителей обслуживают местную мусульманскую общину, которая составляет около 15 процентов населения России, и планируют в будущем расширяться, а в некоторых случаях даже переориентироваться на экспорт.

«В целом за последние несколько лет халяль стал чем-то вроде тенденции в России», – отметил Гизатуллин, который работает на заводе Халял-Аш, расположенном в городе Щелково, в течение семи лет.

Эта фабрика была одной из первых в своем роде, когда открылась два десятилетия назад, и среди прочих продуктов воссоздала колбасы в советском стиле в соответствии с исламским законодательством.

«Теперь я хожу по магазинам и вижу колбасу от одного, двух, трех производителей… Я вижу, что конкуренция растет», – добавляет он с завода, где работают 35 человек и который выпускает до 1,5 тонны продукции в день.

Халяльная экономика, общий размер которой в денежном выражении превышает 2,1 триллиона долларов, не ограничивается одним только мясом.

Косметические фирмы и сервисы, такие как халяльные отели, получили лицензии от органа, который контролирует исламское производство в России. Тем временем государственный Сбербанк рассматривает возможность создания исламского финансового подразделения.

Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» под руководством Совета муфтиев России утвердил более 200 компаний с момента своего появления в 2007 году.

Центр сообщает, что число компаний увеличивается на пять-семь организаций в год – с момента начала распада антирелигиозного Советского Союза.

Уроки арабского мира

Рушан Аббясов, заместитель главы Совета муфтиев, рассказал изданию AFP, что министерство сельского хозяйства России поддерживает центр в его усилиях по увеличению экспорта в арабские страны и бывшие советские республики с мусульманским большинством.

«Мы изучили международный опыт в арабском мире, в Малайзии, и разработали наш российский стандарт (сертификат халяль), следуя этой модели», – отметил Аббясов в ходе интервью в центральной мечети Москвы.

«Мы делаем это таким образом, чтобы соответствовать международным халяльным стандартам, а также законодательству Российской Федерации».

Муфтий указал на ежегодную выставку халяльных товаров и производителей в российской республике Татарстан, где преобладает мусульманское население. В этом году эта выставка была самой большой из когда-либо проводившихся в стране, что является примером роста отрасли.

Чиновники из Татарстана сообщили российским СМИ, что рынок халяльных продуктов питания составляет около 7 миллиардов рублей в год (110 миллионов долларов), или чуть более трех процентов валовой сельскохозяйственной продукции региона.

Они также сказали, что сектор растет со скоростью от 10 до 15 процентов в год.

Центр сертификации отметил, что общая халяльная экономика России тоже растет со скоростью 15 процентов в год, однако отказался дать разбивку своих показателей.

Российская экономика в целом находится в состоянии стагнации: правительство прогнозирует рост только на 1,3 процента в этом году после роста на 2,3 процента в 2018 году.

Больше, чем просто бизнес

Московская косметическая фирма «Алиф» – новая компания, находящаяся на передовой в области развития экспорта халяльных товаров из России.

Менеджер компании Халима Хосман рассказала агентству AFP, что уже через год после запуска продукция «Алифа» продавалась в российских мусульманских республиках Дагестан и Чечня, а также в бывшем советском Узбекистане и Казахстане.

«Нашими приоритетными целями для экспорта в настоящее время являются Франция, Турция, Иран и Саудовская Аравия», – сказала она, добавив, что компания получила нефинансовую поддержку со стороны центра сертификации «Халяль».

28-летняя Хосман, родившаяся в православной христианской семье на юге Молдовы, но в подростковом возрасте принявшая ислам, отметила, что продвижение продуктов халяль – это больше, чем бизнес.

«Это способ для людей, которые не знают об исламе и не являются мусульманами, узнать о том, что на самом деле означает “халяль”», – добавила Хосман, отметив, что речь идет о косметике, в которой отсутствуют животные и алкогольные элементы.

Лилит Геворгян, главный экономист по России и бывшим советским государствам в IHS Markit, сообщила, что рост российской халяльной экономики выглядит впечатляющим, но исходит из «очень низкой базы».

По ее словам, дальнейший рост в этом секторе, скорее всего, будет зависеть от экспорта, чем от внутреннего спроса.

Это происходит главным образом потому, что доходы домохозяйств еще не оправились от кризиса 2014 года, вызванного падением мировых цен на нефть и санкциями Запада из-за «аннексии» Крыма Москвой.

«Халяльная еда дороже из-за производственных затрат, а для российских потребителей… каждый рубль имеет значение», – сказала она, добавив, что большая часть российской мусульманской общины не практиковала употребление подобных продуктов.

Геворгян добавила, что изменение восприятия России мусульманскими странами будет иметь ключевое значение, если Москва серьезно отнесется к увеличению экспорта халяльной продукции.

«Брендинг важен», – отметила она, добавив, что Россия пока что не рассматривается в качестве основного производителя халяльной продукции.

Добавить комментарий