В течение последних 30 лет многие считали немецких наблюдателей за насекомыми причудливыми чудаками, которые усердно расставляли свои ловушки в сельской местности Рейна, собирая тем самым десятки миллионов жуков и жутких гусениц.
Однако теперь группа энтомологов-энтузиастов из Германии может похвастаться научным открытием мирового уровня: речь идет об обнаружении того, что описывается как один из самых глобальных этапов вымирания в истории Земли после исчезновения динозавров.
Исследователи сообщают, что насекомые, которые составляют две трети всех наземных видов, гибнут с угрожающей скоростью, что может привести к катастрофическим последствиям для всех пищевых цепочек и мест обитания.
Домом любительского общества энтомологов Крефельда, расположенного на границе с Нидерландами, является бывшее школьное здание, где плотные шторы блокируют солнечный свет.
Внутри стеклянных шкафов хранятся тысячи бабочек с отбеленными временем крыльями, а также экзотические жуки размером с кулак и стрекозы, привезенные со всего мира коллекционерами-любителями.
Драгоценный клад
Традиционно «энтомология в основном сводилась к сушке и сбору редких образцов», – отмечает президент общества Мартин Сорг, на котором были надеты очки в стиле Джона Леннона, а также куртка с несколькими карманами и сандалии.
Он и армия добровольцев собрали за эти годы около 80 миллионов насекомых, которые сейчас плавают в бесчисленных бутылках с этанолом.
Каждая бутылка содержит количество насекомых, пойманное одной ловушкой за определенный период времени, а каждая коробка представляет собой коллекцию таких уловов за почти три десятилетия.
«Мы производим стандартные ловушки с 1982 года, используя одинаковый материал и не изменяя их размеры – все это тщательно контролируется. Сбор насекомых осуществляется с одной и той же скоростью в 63 местах, которые никак не изменились за последние годы», – объясняет Сорг.
Результатом всего этого стал «драгоценный клад» из данных, который превосходит информацию, собранную любым другим финансируемым университетским проектом, отмечает энтомолог.
Однако хоть он и явно гордится исследованиями, проведенными обществом, но их результат его пугает: в испытательный период общая биомасса летающих насекомых в этом регионе упала на 76 процентов.
Причудливое воскресное хобби
Чтобы продемонстрировать этот невероятный спад, лаборант показал две бутылки: первая собрана в 1994 году и содержит 1400 граммов пойманных в ловушку насекомых, а вторая получена недавно и содержит всего 300 граммов.
«Мы осознали всю серьезность этого снижения в 2011 году, и с тех пор каждый год мы видим, как показатели ухудшаются», – заявляет Сорг, человек, который первым забил тревогу.
В то время эти пугающие новости не вызывали большого ажиотажа за пределами экологических кругов.
Обеспокоенность по поводу утраты биоразнообразия была сосредоточена главным образом на крупных харизматических видах млекопитающих, а мониторинг окружающей среды в таком месте как Крефельд считался странным воскресным хобби, в значительной степени игнорируемым научным сообществом.
Кроме того в 2011 году прямо через голландскую границу профессор экологии Ханс де Кроон трудился над исследованием о сокращении количества птиц в регионе.
Он предположил, что птицы страдают от нехватки пищи, особенно насекомых, но у него не было данных, чтобы доказать это.
«Затем наши немецкие коллеги из Крефельда связались с нами и сказали: “У нас есть данные, мы стали свидетелями сильного спада, мы очень обеспокоены этим, не могли бы вы проанализировать эту информацию?”».
«Вот так все и началось».
«Точка невозврата»
Ландшафт вокруг Крефельда дает некоторые подсказки о том, почему произошло вымирание насекомых.
Вдали видны промышленные трубы, из которых вздымается густой дым.
На одной стороне дороги находится заповедник. С другой стороны расположено поле сахарной свеклы, которое часто опрыскивают пестицидами с помощью сельскохозяйственных машин.
«Видите ли, охраняемые заповедники не так защищены, как может показаться на первый взгляд», – говорит Сорг.
Кроон, живущий через границу, сообщает следующее: «Мы должны понимать, что здесь, в Западной Европе, природные зоны становятся меньше, а сельскохозяйственные поля очень враждебны к насекомым. Отсутствует еда и их постоянно отравляют».
«А природные территории становятся все более изолированными. Насекомые не могут перемещаться из одного места в другое – это слишком далеко».
Хотя точная причина вымирания еще не ясна, но она явно носит антропогенный характер. «В этом нет никаких сомнений. Мы очень опасаемся того, что вскоре будет достигнута точка невозврата, что приведет к полной утрате разнообразия», – добавляет специалист.
«Путь вымирания»
Исследование Крефельда сыграло центральную роль в мета-исследовании, опубликованном Франциско Санчес-Байо и Крисом Викхойсом из австралийских университетов Сиднея и Квинсленда.
В феврале они опубликовали первый свод из 73 исследований энтомологической фауны, проведенных во всем мире за последние 40 лет, перечислив места от Коста-Рики до юга Франции.
Они подсчитали, что более 40 процентов видов насекомых находятся под угрозой исчезновения, и каждый год в этот список добавляется около одного процента.
Это эквивалентно, как они отметили, «самому массовому эпизоду вымирания в истории Земли» после исчезновения динозавров.
Основными движущими силами стали: потеря среды обитания, преобразование земель в поля интенсивного сельского хозяйства и урбанизация, за которыми последовало загрязнение, в основном от пестицидов и удобрений, инвазивных видов и изменения климата.
«Вывод ясен», – написали они. «Если мы не изменим наши способы производства пищи, насекомые в целом встанут на путь тотального вымирания через несколько десятилетий».