Сегодня вера в иные миры, подтвержденная научными исследованиями, вызывает огромный интерес и восхищение у современников. Однако четыре с лишним столетия назад подобная вера и ее популяризация приводила к сожжению на костре. Инквизиция не допускала подобной ереси. Одной из жертв подобной политики Ватикана был Джордано Бруно.
Личность Джордано Бруно, причины расправы над ним католической церкви долго оставались камнем преткновения в спорах исследователей. Одни видели в нем жертву науки, другие – язычника, поклоняющегося магии и герметизму.
Спор решили найденные документы того времени из Секретного архива Ватикана. Документы привели ученых к выводу: причиной сожжения Бруно является не наука и магия, а его вера в бесчисленное количество иных миров, Это как раз то, что сегодня является очень актуальным вопросом для человечества. Но почему Ватикан так недружелюбно отнесся к идее Бруно? Чтобы узнать причину, следует вернуться в античные времена, к их философии и религии.
Как известно, множественность миров предполагали еще Демокрит и Эпикур. Однако для первых отцов католической церкви это утверждение являлось атрибутом язычества. С укреплением христианской ортодоксии дискуссии о единственности мира или множественности миров перешли в горячую фазу, которая длилась на протяжении нескольких веков.
В 1582 году новый кодекс церковного права определил веру во множество миров как ересь. Этим определением пользовалась инквизиция при рассмотрении дел. В столь непростое время появился Джордано Бруно, вдохновленный гелиоцентристской идеей Коперника. Созданная им оккультная система утверждала, что звезды – это другие миры, что людские души перерождаются.
В 1592 году по доносу аристократа Мочениго церковь начинает «заниматься» Джордано Бруно. Его дело переводится в Рим, где оно разбирается 7,5 лет. Бруно упорно отстаивал свои идеи, не считая их ересью. Для него они были философскими. Кстати, к философам церковь относилась несколько мягче, чем к еретикам.
Однако инквизиторы не увидели в Бруно философа. Для них он был отказником от веры, что и послужило причиной более сурового отношения к нему. В январе 1599 года ему было предъявлено обвинение в восьми еретических поступках.
Бруно не раскаялся и не отрекся от них, за что был осужден инквизицией как еретик на казнь через сожжение на костре. По свидетельству Иоганна Ваклера – имперского посланника, Бруно, уже находясь в огне, не стал целовать икону Христа.
Желание Ватикана скрыть существование иных миров отразилось в мрачной статистике смертных приговоров, приведенных в исполнение в период с 1598 по 1604 годы, которую вели братья общества святого Иоанна Обезглавленного (они провожали на казнь осужденных).
За тот период было казнено 189 человек: 169 – повешено, 18 – четвертовано или лишено головы после жестоких пыток, двое – сожжено на костре. По документам того времени, сжигались исключительно еретики. В данном случае ими стали Джордано Бруно и отец Челестино. Этот факт свидетельствует о панической боязни церкви идеи «множества солнц».
Приведенные исторические факты, зафиксированные в документах Ватикана, говорят о том, что Джордано Бруно погиб не как оккультист, экзотерик и сторонник магии, а как жертва своего космополитического мировоззрения. И все же противостояние Бруно и церкви нельзя считать конфликтом науки и церкви. Это был, скорее всего, конфликт между философией и религиозным учением. Идея многочисленных иных миров, размывающая церковную картину мироздания, явилась причиной сожжения философа Бруно на костре.