В ХХ веке смерть и траур были интимными вопросами, но социальные медиа поменяли эту тенденцию. Например, Twitter с его скоропалительными сообщениями личного характера способствует разговорам о смерти и трауре, говорят социологи из Университета Вашингтона.
В докладе на ежегодном собрании Американской социологической ассоциации в Сиэтле, прошедшем 20 августа, Нина Чезаре и Дженнифер Бренстад проанализировали страницы умерших пользователей Twitter и Facebook.
Оказалось, что в Facebook сообщения о смерти человека имеют более личный характер и чаще исходят от тех, кто лично знал покойного, а в Twitter люди пишут сообщения, не обязательно зная покойного, часто связывая смерть с более широкими социальными проблемами, например, психическими заболеваниями или самоубийством.
Исследователи использовали сайт mydeathspace.com, который связывает социальные страницы умерших людей с онлайн-некрологами. Они перебрали почти 21 тысячу некрологов и нашли 39 умерших с учетными записями в Twitter. Наиболее распространенные причины смерти людей, включенных в выборку, были самоубийства, автокатастрофы и перестрелки.
Чезаре и Бренстад пришли к выводу, что Twitter использовался, чтобы обсудить покойного, оправдать или осудить его. Некоторые пользователи писали о совместных пережитых моментах, некоторые размещали интимные сообщения (например, «Я скучаю по тебе и очень люблю»), некоторые комментировали характер смерти.
Другие выражали мысли о жизни и смерти, их скоротечности, некоторые осуждали покойного. Экспансивный характер комментариев говорит о том, что смерть на Twitter рассматривается в более широком плане, чем на Facebook.
Пользователи Facebook более избирательно относятся к тому, кто может видеть их страничку и оставлять сообщения, в то время как пользователи Twitter могут оставлять короткие сообщения кому угодно. При этом они должны вместиться в 140 символов, то есть не могут глубоко описать свои мысли.
Эти характеристики создают менее личную атмосферу. Тем не менее Twitter создает совершенно новый опыт переживания смерти.