Завершена реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. В число ее основных задач входят модернизация дошкольного образования и развитие системы оценки качества образования. Для выполнения этих задач по инициативе Рособрнадзора создан проект «НИКО-дошколка» – Национальное исследование качества образования (НИКО). Скоро каждый детский сад России получит возможность оценить самого себя. Мы поговорили с сотрудниками лаборатории развития ребенка Института системных проектов Московского государственного педагогического университета (ИСП МГПУ) Ольгой Шиян и Еленой Бочкиной – соорганизаторами и «первопроходцами» этой масштабной работы.
Что сейчас происходит в сфере дошкольного образования?
О. Шиян: В 2013 году, как известно, приказом Минобрнауки России был принят федеральный государственный образовательный стандарт. И этот стандарт вызвал много вопросов у дошкольных образовательных учреждений. Требования стандарта к образовательным организациям вполне понятны. А вот как оценить, насколько детский сад соответствует этим требованиям – это и есть главный вопрос. Готовых технологий оценки качества дошкольного образования нет. Точнее сказать, не было. Однако такие методы появились, и мы теперь можем определить уровень образования в каждом детском саду России.
Как можно дать оценку качеству образования в дошкольных образовательных учреждениях?
О.Ш.: Рособрнадзор поставил задачу – найти способы замерить уровень качества образования. Для этого мы создали проект «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования в РФ». Цель его – определить состояние системы дошкольного образования и выявить ключевые направления ее совершенствования. Сроки на реализацию проекта были очень сжатыми, поэтому мы взяли уже готовую технологию, «Шкалы ECERS-R». Это известный и зарекомендовавший себя в мире инструмент, разработанный еще в 1980 году в США. Но в России мы внедряем его впервые. Сейчас силами ученых лаборатории развития ребенка ИСП МГПУ активно проходит апробация технологии в детских садах. Мы еще не завершили работы, но уже сейчас, после масштабных исследований и накопленных данных, можно с уверенностью говорить о пригодности методики для нашей страны.
Разве проблемы детских садов не лежат на поверхности? Надо ли проводить обследование детских садов?
О.Ш.: Ответ однозначный – да, надо. Чтобы что-то улучшить, сначала требуется изучить детский сад изнутри и понять, где у него слабые места. Причем метод ECERS позволяет сделать подсчеты максимально объективными. И это снижает субъективное влияние эксперта, производящего оценку качества, на конечный результат.
Е. Бочкина: Кроме того, не все проблемы детского сада видны на первый взгляд, как казалось до этого исследования. То, что видит педагог-психолог каждый день на своем рабочем месте, становится для него нормой, но на самом деле это может быть не так. Например, стол и стулья стоят в месте, где дети часто бегают, могут упасть и повредить себя. Для взрослого человека с его ростом это не составляет проблемы, а для детей опасно. Поэтому оценка качества образования нужна.
Хорошо. В чем конкретно состоит это оценивание детского сада?
О.Ш.: Если в общих чертах, то исследование состоит из нескольких этапов. Первичное наблюдение за группой детей по ECERS-R длится шесть часов. Его проводит специально подготовленный эксперт, который везде следует за группой детского сада. Кажется, просто, но изначально это был прорывной метод, поскольку до того никто не наблюдал весь процесс от начала и до конца. Подробнее об этом расскажет Елена, ведь она стала первым специалистом по ECERS, который проводил апробацию сначала в детском саду № 1602 г. Москвы, а после и в других детских учреждениях.
Е.Б.: Да, на деле наблюдение за группой детского сада оказалось непростой задачей. Ты одна, а детей много, и все они не сидят на месте. В соответствии с методикой оценки качества, вслед за этапом первичного наблюдения эксперт должен дать оценку по каждому критерию, выставить баллы от 1 до 7. К примеру, один балл говорит об опасности для детей – плохая гигиена, шатающийся шкаф. Три балла – это необходимый минимум: у детей есть стулья, материалы для обучения, на них не кричат. Затем выставляется средний балл, руководителю детского сада даются рекомендации по улучшению образовательной среды. Через некоторое время проводятся повторные измерения. И здесь самое интересное. Сравнивая цифры «до» и «после», мы сразу видим, какой детский сад действительно нацелен на повышение качества дошкольного образования, а в каком есть проблемы. Многие детские сады улучшили свои показатели по критериям.
А какие критерии оценки предполагает метод ECERS?
Е.Б.: Параметров оценки несколько десятков, и по ним надо оценить каждую группу детского сада. Сначала эксперт проводит обследование каждого пространства, где находятся дети. Это игровые, спальные, обеденные зоны, детская площадка на улице. Оценивается буквально все: игрушки, мебель, расположение этой мебели, доступность игровых материалов детям. Изучаем даже отношение ребенка с родителем и воспитателя к подопечным, насколько он активно с ними играет, не кричит ли на детей и многое другое.
Проект относится к сфере образования. Почему этим занимаются специалисты по педагогике и психологии?
О.Ш.: Так и есть. Исследование проводится силами 8 человек лаборатории развития ребенка. Это ученые, эксперты в области педагогики и психологии. По сути, мы разрабатываем алгоритмы, по которым потом будут работать специалисты в сфере образования. Мы создаем, апробируем, дорабатываем и потом передаем готовый результат непосредственным исполнителям. Это дошкольные педагоги-психологи, воспитатели (педагоги), руководство детского сада. Они ничего не придумывают и не тестируют, они пользуются результатами нашей работы. Эта научная область у нас в стране называется «педагогическая психология». К примеру, в США это же направление звучит как «Educational psychology», или психология образования.
Е.Б.: Мы сейчас формируем условия, чтобы образовательный процесс в каждом детском саду мог существовать. Процесс этот двусторонний. С одной стороны, создается эффективная рабочая среда для сотрудников детского сада. Они должны иметь возможность делать свою работу максимально быстро и качественно. С другой стороны, детям нужны безопасные условия нахождения в детском саду. Здесь важен не только минимальный уровень травм, но и психологический комфорт каждого ребенка. Тогда и развитие детей будет наилучшим. Этого помогает достичь ECERS.
Какие выводы сделали в ходе апробации?
О.Ш.: Результаты апробации будут опубликованы позже, когда завершим все работы и проведем окончательные подсчеты. Работы с цифрами очень много. Но уже вырисовываются основные проблемы дошкольного образования. Одна из них в самих педагогах. В педагогических вузах и колледжах студентов не учат, как поддерживать детскую инициативу, создавать среду для саморазвития. Их учат проводить занятия. И что с этим делать, до конца неясно.
Е.Б.: Реализовать наши рекомендации по ECERS и требования СанПиН – посильная задача для детских садов. Большая проблема – отношение педагога, который не всегда хочет меняться вне зависимости от возраста. Хотя есть и нацеленные на лучший результат воспитатели. Также существует противоречие между требованиями шкал ECERS к качеству образования и реальными возможностями детского сада соответствовать этим требованиям. Например, наша первая экспериментальная площадка – детский сад № 1602 г. Москвы – показала незначительные отклонения от норм по технологии ECERS-R. Однако дошкольные образовательные учреждения столицы, как правило, лучше финансируются. Здесь работа проверяющих органов отличается от таких же структур в регионах. Это одна из причин, по которой нельзя сравнивать детские сады из разных регионов. Изначально у них разные условия работы.
Какие сложности возникли при реализации проекта?
О.Ш.: Это новый проект для России. Естественно, было непонимание, с чего начать, в какие сроки вообще это можно сделать. Где взять специалистов. А их в России не было, совсем не было. Поэтому мы сами учились работать по технологии ECERS и теперь набрали достаточно компетенций, чтобы делиться опытом с другими.
Е.Б.: Работы сделано много, и мы еще в процессе реализации проекта. Мне запомнился большой объем информации, который пришлось изучать для работы со шкалами. Провести наблюдение каждой группы детей, потом все записать, посчитать, сделать выводы. Руководитель детского сада по каждой группе детей получал рекомендации. А после устранения недочетов мне нужно было проверять, что из рекомендаций применено, а что нет. Первый детский сад на проекте был самый сложный, потому что раньше никто не внедрял подобных решений, и я не могла ни с кем проконсультироваться по сложным моментам. Голова кругом. Второй раз, конечно, было значительно легче.
Ольга, вы сказали, что готовы делиться опытом. О чем идет речь?
О.Ш.: Целью всего проекта является повышение качества дошкольного образования во всей стране. Страна у нас большая, и провести обследование каждого детского сада возможно лишь с привлечением большого количества людей. Их надо обучить, провести аттестацию, чтобы они самостоятельно могли применять шкалы ECERS на своем рабочем месте. Для этого сотрудники нашей лаборатории собирали информацию, обрабатывали ее, и это стало основой для создания курсов повышения квалификации в нашем университете для экспертов по ECERS. Также мы создаем печатное пособие по шкалам.
Кто является экспертом оценки качества образования в детском саду?
О.Ш.: Прежде всего, это педагоги детских садов. Те, от которых больше всего зависит развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. На основании самого первого экспертного опыта Елены в проекте по апробации и проведению подсчетов мы сделали важные выводы по адаптации метода ECERS под российскую действительность. И это имеет существенное влияние на создание готовой технологии по шкалам и организации системы подготовки новых экспертов.
Какая польза от этого проекта?
О.Ш.: Модернизация дошкольного образования требовалась уже давно. Стандарты качества, по которым работали детские сады, безнадежно устарели. С приходом нового Федерального государственного образовательного стандарта исследование качества образования было необходимо как воздух. Без него вся система российского образования не может эффективно двигаться вперед. А время изменений пришло. После оценки качества дошкольного образования по всей стране мы будем видеть объективную картину, что происходит в каждом детском саду и каждом регионе России. Это очень важно не только для дошкольного образования страны, но и для школ – следующей ступени образования. И сведения, полученные в результате данного исследования, нужны всем структурам системы образования России: государственным и частным учреждениям, различным общественным организациям.
Какие планы проекта на ближайшие годы?
О.Ш.: Сейчас, в период апробации, на проекте работают сотрудники лаборатории развития ребенка ИСП МГПУ с привлечением некоторых сотрудников детских садов. Мы справляемся, но в планах Рособрнадзора лишь в 2016 году провести оценку качества образования минимум в 300 детских садах 40 регионов страны. Это большая работа, которая требует привлечения в проект новых людей. Именно поэтому в Московском Государственном Педагогическом Университете решено создать курсы для подготовки этих экспертов. Получается, с нас готовая технология оценки качества образования и подготовка специалистов, с государства – территория для исследований.
Елена, как первый эксперт по апробации ECERS в России, какой совет дадите будущим экспертам, которые только будут проходить обучение по программе?
Е.Б.: Не стоит бояться обучения по шкалам ECERS. Да, это новые технологии в системе образования. Однако мы сделали большую работу, чтобы будущие эксперты, обучаясь по программе, могли получить максимально точные инструкции для последующей работы по оценке уровня качества образования в своих детских садах. Все у вас получится! Делая пространство в детском саду лучше, мы способствуем тому, что каждый ребенок будет становиться счастливее и образованнее. Именно к этому мы и стремимся в своей работе.