Самый известный пример вертолета-невидимки – Comanche – стал одним из крупнейших финансовых провалов в истории армии США: около 7 миллиардов долларов было потрачено на фактически ноль действующих машин. О причинах неудач стелс-технологий для вертолетов пишет обозреватель «1945» (19FortyFive) Харрисон Касс. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.
Современные авиаконструкторы в основном рассматривают малозаметность как обязательное условие любого нового проекта истребителя или бомбардировщика. С 1980-х годов каждый новый истребитель и бомбардировщик США включал в себя элементы стелс-технологий. Сперва не самые совершенные, как в F-117 Nighthawk и B-2 Spirit, затем – все более продвинутые, как в F-22 Raptor, F-35 Lightning II и готовящийся к выпуску B-21 Raider.
Военные конкуренты спешат догнать США, разрабатывая и производя собственные самолеты-невидимки. Усилия Китая по малозаметности проявились в истребителе Chengdu J-20. На сегодняшний день их произведено около 50, а это означает, что у Китая есть значительный парк истребителей-невидимок. Россия также вкладывает свои ресурсы в технологию малозаметности, производя истребитель Су-57.
Оснащение ВВС развитых стран стелс-авиатехникой стало насущной необходимостью, «потому что современные системы ПВО уже настолько усовершенствовались, что самолеты, не являющиеся малозаметными, практически неспособны выжить в оспариваемом воздушном пространстве», отмечает Касс. Но в то время как технология «стелс» стала обязательным условием для истребителей и бомбардировщиков, вертолеты по-прежнему связаны с обычными технологиями.
Вертолеты-невидимки – все еще новинки, не вышедшие за стадию экспериментов. За все время были построены лишь немногие их образцы. «Отчасти причина в том, что вертолеты по самой своей природе плохо приспособлены для малозаметности – их турбины дают громкий выхлоп, весь фюзеляж в полете вибрирует, плюс шумный хвостовой винт громкий. Эта конструкция просто не предназначена для того, чтобы передвигаться незамеченной», – указывает обозреватель 19FortyFive.
Он напомнил про самый известный пример вертолета-невидимки — Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche. Программа Comanche, на которую армия США потратила 7 миллиардов долларов в период с 1996 по 2004 год, была попыткой создать для замены армейского OH-58 Kiowa новый боевой стелс-вертолет. Kiowa – это главным образом разведывательный вертолет, поэтому вполне логично, что его хотели наделить малозаметными характеристиками.
В итоге были построены два летающих прототипа «Команча». Применив композитные материалы, Comanche получил очень гладкий фюзеляж, покрытый слоем радиопоглощающего материала и особой краской, поглощающей инфракрасное излучение. Comanche также отличался цельнокомпозитным ротором с пятью лопастями, который вращался намного менее шумно по сравнению с другими вертолетами.
Тесты показали, что радарное сечение Comanche было в 360 раз меньше, чем у Apache – основного боевого вертолета армии США. Но «Команч» так и не поступил в производство. Аспекты технологии Comanche были сочтены слишком рискованными (т.е. незрелыми), а конструкция в целом имела серьезные технические проблемы. В еженедельнике Time с долей иронии отметили: «Помимо электроники, программного обеспечения, системы вооружения, двигателей и общего веса, все остальное в Comanche можно считать в порядке».
Идея «вертолета-невидимки» проявится снова – в самой нашумевшей военной операции 21 века, в «налете на резиденцию Усамы бен Ладена». Для этого рейда, в отношении которого до сих пор имеются сомнения в его реальных результатах, стандартные вертолеты UH -60 Black Hawk были модифицированы для использования в качестве «невидимок». Но подробности о том, что именно включали в себя стелс-модификации, были крайне скудными. А один из вертолетов во время этого рейда совершил аварийную посадку. Находящаяся на борту команда «морских котиков» в основном не пострадала и уничтожила вертолет, «чтобы предотвратить утечку технологий».