Турция твердо выдержала давление США в вопросе приобретения российских систем ПВО С-400, а после того, как Вашингтон исключил Анкару из совместной программы ударных истребителей F-35, делает ставку на производство собственных отечественных истребителей пятого поколения. Об этом пишет в интернет-издании «1945» (19FortyFive) военный аналитик Центра политики безопасности Майя Карлин. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

На этой неделе первый прототип новой турецкой платформы истребителя-невидимки после успешного завершения серии наземных испытаний показал себя готовым к перспективному развертыванию. А ведь не далее как прошлом году компания-производитель Turkish Aerospace Industries представила изображения своего TF-X – истребителя следующего поколения и заявила, что планер-прототип должен совершить свой первый полет в 2023 году.

Производственные возможности Турции оказались надежными, а «желание Анкары построить собственную платформу истребителя пятого поколения является последней попыткой страны заявить о себе как о доминирующем производителе оружия и снаряжения», – отмечает Карлин.

Исполнительный комитет оборонной промышленности Турции (SSIK) первоначально задумал разработку отечественного истребителя еще в 2010 году. При этом ставилась цель создать платформу, которая могла бы частично заменить устаревающий парк истребителей F-16 американского производства, составляющих основу ВВС Турции, которые Анкара впервые закупила еще в 1980-х годах.

С другой стороны, SSIK высказал намерение, чтобы будущий отечественный истребитель завоевания господства в воздухе мог бы работать совместно с другими критически важными средствами, такими как американский ударный стелс-истребитель F-35 Lightning II. Но в конечном итоге этот план не сработал: Вашингтон исключил Анкару из совместной программы F-35 после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приобрел российский ЗРК С-400 вопреки открытому давлению со стороны Белого дома.

То, что вплоть до настоящего времени было известно о новой турецкой платформе пятого поколения, в основном было ограниченным рассмотрением прототипа по доступным фотографиям и видео. Его компоновка выглядит уникальной среди уже известных передовых конструкций истребителей, стоящих на вооружении или находящихся в разработке. По мнению экспертов, она «может дать значительные преимущества».

Последние изображения планера TF-X указывают на новую конфигурацию датчиков перед кабиной в неподвижном граненом малозаметном корпусе, соответствующую сенсорной системе «инфракрасного поиска и отслеживания», которая может иметь и другие функции. Также наблюдается многоцелевая электронно-оптическая система наведения под носовой частью фюзеляжа.

«Похоже, что, как и F-35, TF-X представляет собой многоцелевой планер, созданный для несения ракет класса «воздух-воздух». В дополнение к сетевому управлению дроном и современному внутреннему оружейному отсеку, самолет, как утверждается, оснащен передовым радаром для обеспечения наземной атаки», – указывает аналитик 19FortyFive.

Возможное партнерство в области двигателей между британским производителем Rolls-Royce и Turkish Aerospace Industries обсуждалось в прошлом, однако сорвалось из-за «проблем с правами интеллектуальной собственности». На сегодняшний день платформа TF-X оснащена теми же двигателями General Electric F110 американского производства, что и турецкие самолеты F-16 четвертого поколения.

Турция пока что не планирует отказываться от F-16: в 2021 году Анкара запросила у США разрешение на закупку 40 дополнительных самолетов этого типа и примерно 80 комплектов модернизации для своих нынешних планеров. Однако в Конгрессе США сложилась мощная оппозиция этой сделке почти на 20 миллиардов долларов. Не далее как в феврале ведущие конгрессмены заявили, что не поддержат продажу Турции новых самолетов F-16, «пока Эрдоган не согласится разрешить Швеции и Финляндии вступить в НАТО».

«Не имея возможности зависеть от США в плане дополнительных планеров, Анкара надеется, что производство собственных отечественных истребителей пятого поколения удовлетворит ее потребности в авиации. Кроме того, в последние годы обострилась напряженность между Турцией и Грецией, вплоть до высокой вероятности повышения в будущем рисков инцидентов в воздушном пространстве. Платформа TF-X, безусловно, поможет военным амбициям Турции в Эгейском море», – заключает аналитик, ранее служившая в IDC Herzliya в Израиле.

Добавить комментарий