Построенные в России подводные лодки, именуемые в США Kilo-Class (проекта 877 «Палтус») предназначены не только для ВМФ России, но и являются крупнейшими и самыми современными подводными лодками Ирана. Об этом пишет в интернет-издании «1945» (19FortyFive) военный аналитик Центра политики безопасности Майя Карлин. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

Российская подводная лодка класса «Кило» «Петропавловск-Камчатский» недавно попала в заголовки газет после запуска крылатой ракеты «Калибр» в Японском море. Этот тип субмарины является ударной дизель-электрической подводной лодкой (ДЭПЛ), которая в настоящее время находится на вооружении нескольких военно-морских сил по всему миру.

«Три подводные лодки Kilo, состоящие на вооружении ВМС Ирана, по сути, представляют собой «первую линию обороны» этой страны в морском пространстве. Хотя иранский режим активно расширяет и совершенствует возможности своего исторически небольшого военно-морского флота, корабли типа «Кило», скорее всего, будут лидировать в нем еще ближайшие десятилетия», – отмечает Карлин.

Первоначально спроектированная в начале 1970-х годов, подводная лодка класса «Кило» была построена в бывшем СССР для его мощного военно-морского флота. Класс Kilo также предназначался в то время для обслуживания военно-морских сил стран Варшавского договора, чтобы заменить стареющий флот субмарин классов Whiskey (проекта 613) и Foxtrot (проект 641).

ДЭПЛ советской эпохи были построены для ведения борьбы с надводными кораблями в прибрежных водах, а также для борьбы с подводными лодками противника – за счет способности обнаруживать вражеские корабли на значительном расстоянии, в три-четыре раза превышающем дистанцию обнаружения атакуемых целей. Имея длину около 74 метров, подлодки класса Kilo могут нести 18 торпед и оставаться под водой в течение нескольких дней.

«Ключевым атрибутом класса «Кило» является его бесшумность. Военно-морской флот США даже называет эти подводные лодки «черными дырами», поскольку их форма и отсутствие вибраций затрудняют их обнаружение», – подчеркивает аналитик, ранее служившая в IDC Herzliya в Израиле.

По ее мнению, «Иран весьма хотел, чтобы самолеты класса Kilo оставались незаметными. Продвинутые возможности подводных лодок класса Kilo сразу же заинтриговали иранский флот, который действует у побережья Ирана, от Аравийского залива до Оманского моря и через Ормузский пролив».

Сообщается, что в период с 1992 по 1996 год Иран приобрел три подводные лодки класса Kilo по цене около 600 миллионов долларов за каждую, намереваясь заменить свой флот немецких подводных лодок класса TYPE 209, сформированный еще шахские времена.

«Сегодня в Ормузском проливе, в Бандар-Аббасе, в любое время года и в любой момент времени остаются в рабочем состоянии по крайней мере две иранские подводные лодки класса Kilo. Эти суьмарины периодически заходят в Оманский залив, Аравийское море и восточное устье пролива», – уточняет Карлин.

Однако ВМС Ирана могут использовать эти подводные лодки далеко не во всех водах у своего побережья. Для плавания Kilo требуется глубина не менее 50 метров, что делает почти две трети залива недоступными для них. Кроме того, нестабильные водные условия, такие как сильные течения, ограничивают боевое использование ДЭПЛ.

По мнению экспертов, «вода (пролива) создает шумные фоновые условия, которые помогают скрыть шум подводной лодки, но мелководье делает подводную лодку более вероятной визуальной идентификации с воздуха или над водой. Замкнутые воды и сильные течения залива делают Ормузский пролив чрезвычайно опасным местом даже для опытных подводников».

«Несмотря на ограничения, иранские подводные лодки класса Kilo способны наносить точные удары по судам противника. Иран также, вероятно, дооснастит со временем свой флот подводных лодок российского производства более смертоносным вооружением и усовершенствованиями отечественного производства», – заключает Майя Карлин.