DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США) представило концепт разрабатываемого нового тяжелого транспортно-грузового гидросамолета Liberty Lifter. В основе этого проекта – конструктивные решения. Взятые от экранопланов времен СССР, пишет интернет-издание Popular Science (PopSci). Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

В официальном заявлении DARPA по поводу тяжелого транспортно-грузового гидросамолета Liberty Lifter не скрываются «советские» корни новой американской разработки. В Советском Союзе впервые были созданы экранопланы – транспортные средства, способные лететь над землей или водой на сверхмалой высоте за счет использования так называемого «экранирующего эффекта» встречных воздушных потоков вблизи обширной ровной поверхности.

В обычном полете на боковой оконечности крыла воздух под высоким давлением обтекает верхнюю поверхность. Это создает вихрь – вращающийся воздушный поток, который лишает крыло подъемной силы. Но если самолет летит очень близко к поверхности, вихрь не может полноценно сформироваться и становится слабее.

Такие гидросамолеты были способны развивать достаточно большую скорость, взлетать и приземляться без взлетно-посадочных полос, но не могли активно маневрировать и, как правило, надежно действовать в условиях штормового моря. Эти недостатки стали главным препятствием тому, чтобы экранопланы получили широкое внедрение.

Потенциал такой конструкции по максимуму пытались раскрыть в СССР, создав в середине 1970-х годов экраноплан с реактивным двигателем. Согласно опубликованной впоследствии информации, он был разработан для борьбы с подводными лодками и мог развивать максимальную скорость свыше 550 километров в час. Гигантский советский экраноплан имел восемь реактивных двигателей, установленных на передней поверхности крыла высоко на фюзеляже самолета.

Новый Liberty Lifter от DARPA получил свое название в честь «Кораблей свободы» времен Второй мировой войны – грузовых транспортных средств, которые массово производились для военных поставок через океан к отдаленным от континентальной территории США театрам боевых действий. После войны они использовались в качестве обычных торговых судов.

Предполагается, что гидропланы Liberty Lifter при использовании в военных целях будут доставлять войска, транспортные средства и грузы на побережье даже в условиях, когда там не имеется оборудованной инфраструктуры для приема и разгрузки товаров. Это может быть поддержка миссий как по десантному вторжению с использованием морских пехотинцев и бронетехники, так и по высадке войск для оказания помощи после стихийного бедствия.

Стремясь выйти за пределы достигнутых возможностей советских экранопланов, DARPA стремится к тому, чтобы Liberty Lifter мог действовать и как традиционный гидросамолет в полетах над бурным морем, способный достигать высоты до 3000 метров. Это также должно помочь Liberty Lifter добираться до водных путей и акваторий, расположенных в глубине суши, с возможностью использовать озера для посадки и обратного вылета.

В США задолго до появления Liberty Lifter искали способ адаптировать инновации экранопланов к своим потребностям. Даже с учетом недостатков и ограничений построенных в СССР моделей, у самолета, использующего «экранирующий эффект» для полета вблизи земной и водной поверхностей, внимание экспертов привлекал его большой потенциал «летать с меньшей мощностью, используя меньше топлива, чем самолет на большой высоте».

В 2003 году компания Boeing исследовала и даже тестировала возможность создания гигантского грузового самолета Pelican, который мог бы летать и как обычный самолет, но в основном действовал бы как экраноплан – летая низко над морем, поддерживаемый и приводимый в движение «экранирующим эффектом» и тягой реактивных двигателей, направленных под углом к поверхности воды. Концепция Pelican предполагала создание экраноплана с размахом крыла в 150 м, длиной 120 м и грузовым отсеком общей площадью 2700 кв. м на двух палубах, способным нести 17 танков M1 Abrams и десятки грузовых контейнеров. Но от этой концепции в итоге отказались.

Вам может понравиться

TechXplore: Швейцарские исследователи разработали носимый текстильный экзомускул

Исследователи из Высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich) в Швейцарии разработали носимый текстильный экзомускул, который представляет собой дополнительный слой искусственных мышц и предназначен для увеличения силы верхней части тела и

Electrek: Автономный электрический грузовик Einride получил разрешение ездить на дорогах США

Транспортная компания Einride получила разрешение от американской Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) на эксплуатацию своих автономных электрических грузовиков (AET) на дорогах общего пользования в США под управлением удаленным оператором.

ДТП с участием электросамокатов участились в России

Электросамокаты, сигвеи, моноколёса и другие так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМ) продолжают оставаться опасными аппаратами для передвижения. Количестве ДТП с участием СИМ с января по май этого года выросло более
Погода в России: