Новый отчет военной разведки Пентагона (DIA) утверждает, что угрозы для военной и коммерческой космической деятельности США продолжают расти, в основном от со стороны Китая и России. Об этом сообщает американское военное издание Breaking Defense. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

«Китай и Россия продолжают ускоренно совершенствовать свои противокосмические возможности, в период после 2019 года они также модернизируют собственные космические системы захватывающими дух темпами», – говорится в новом отчете DIA. Этот аналитический обзор агентство военной разведки публикует второй раз, впервые это было сделано в 2019 году.

Старший космический аналитик DIA Кевин Райдер на брифинге для прессы пояснил: «Китай и Россия осознают большое значение превосходства в космосе, поэтому они будут искать способы усилить свои космические и противокосмические программы и определить лучшие способы их интеграции в свои соответствующие вооруженные силы».

В отчете говорится, что в период с 2019 по 2021 год «объединенные оперативные космические флоты Китая и России» выросли примерно на 70% «почти во всех основных космических категориях». Это добавилось к прежнему увеличению на 200% в период с 2015 по 2019 год, согласно подсчетам DIA.

Отчет далее отмечает, что Китай и Россия «разрабатывают различные средства, чтобы использовать предполагаемую зависимость США от космических систем и бросить вызов позиции США в космической сфере. Пекин и Москва стремятся позиционировать себя как ведущие космические державы, намереваясь создать новые глобальные космические нормы. Используя космические и противокосмические возможности, они стремятся подорвать глобальное лидерство США».

DIA приводит следующие данные численности основных типов спутников, имеющих военное (или двойное) назначение, по состоянию на январь 2022 года:

  • Спутники для систем связи и коммуникации – 61 у КНР, 87 у РФ, 726 у 49 других стран, включая США, либо консорциумов.
  • Спутники разведки и наблюдения – 262 у КНР, 32 у РФ, 269 у 50 всех остальных.
  • Спутники навигации и геолокации – 49 у КНР, 28 у РФ, 41 у 5 всех остальных.
  • Спутники для научного, технического и прочего мониторинга – 125 у КНР, 17 у РФ, 192 у 44 всех остальных стран или консорциумов.

Исходя из этих данных, DIA отмечает: Народно-освободительная армия Китая (НОАК) в настоящее время владеет или управляет «около половиной мировых систем ISR, большинство из которых могут поддерживать мониторинг, отслеживание и нацеливание на силы США и их союзников по всему миру, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе». И Пекин продолжает совершенствовать эти системы, которые «должны расширить возможности Китая по наблюдению, включая наблюдение за американскими авианосцами, экспедиционными ударными группами и развернутыми авиационными соединениями, что сделает их более уязвимыми для дальних ударов. Эти возможности дополняются спутниками электронной и радиотехнической разведки».

«Космическая программа России мощная, но более узконаправленная, чем у Китая. Кроме того, бюджет Москвы более ограничен, чем у Пекина, из-за конкурирующих приоритетов в более широких усилиях России по модернизации вооруженных сил», — отмечается в отчете. Тем не менее, Москва продолжает разрабатывать ряд противокосмических систем.

В отношении России в отчете DIA сказано: «Российская противокосмическая доктрина включает в себя использование наземных, воздушных, кибер- и космических систем для нацеливания на спутники противника с атаками, варьирующимися от временного глушения или ослепления датчиков до уничтожения вражеских космических кораблей и вспомогательной инфраструктуры».

Отмечено, что Россия, несмотря на сравнительно скромные численные показатели спутниковой группировки для целей разведки и наблюдения, «использует одни из самых мощных в мире платформ», в том числе «более 30 спутников, обеспечивающих электрооптические изображения, новую платформу радиолокационного наблюдения, системы предупреждения о ракетном нападении, а также радиоэлектронную и радиотехническую разведку».

Кроме того, DIA сообщает: «Россия выставила на вооружение широкий спектр наземных систем РЭБ, включая мобильные системы, для противодействия GPS, тактической связи, спутниковой связи и радарам». Таким образом, Россия «модернизирует свои военные структуры и средства защиты от информационных атак» по всем направлениям.

«Возможно, в середине-конце 2020-х годов Россия разместит лазеры, способные повреждать спутники. К 2030 году Россия может также создать более мощные системы, которые распространят угрозу на конструкции всех спутников, а не только на электрооптические платформы разведки и наблюдения», – добавляет отчет.

Согласно выводам DIA, космос «все больше милитаризируется» по всему миру, а угрозы для военной и коммерческой космической деятельности США продолжают расти. В частности, Иран и Северная Корея, по мнению аналитиков Пентагона, «будут продолжать развивать и использовать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), чтобы блокировать или ухудшать космическую связь и навигацию».

«Расширение китайских и российских космических и противокосмических вооружений в сочетании с общим ростом других зарубежных космических возможностей побуждает многие страны формализовать свою космическую политику, чтобы лучше позиционировать себя для защиты космической сферы и содействия своим собственным космическим активам», – говорится в отчете.