Российские огнеметные системы ТОС-1 настолько разрушительны, что, по мнению некоторых, их следует запретить международной конвенцией. Об этом пишет военный обозреватель Брент М. Иствуд в интернет-издании «1945» (19FortyFive). Перевод публикации представлен изданием discover24.ru.

Российские огнеметные системы ТОС-1 «Буратино» и ТОС-1А «Солнцепек» настолько разрушительны, что, по мнению некоторых, их следует запретить. Реактивные снаряды создают стену огня, подобную напалму, когда они поражают цель. Не могут считать себя невиновными в подобном и американцы, применившие ракеты Hellfire с зажигательными боеголовками против туннельных комплексов в Афганистане.

Ракеты ТОС-1 представляют собой термобарическое оружие залпового огня, также называемое «топливно-воздушной взрывчатой смесью», создающее аэрозольное облако в зоне поражения, которое затем воспламеняется взрывом. Образовавшийся огненный шар оставляет после себя сплошную выжженную землю, поскольку способен огибать углы и препятствия так, как не могут это сделать осколки бомбы или снаряда.

В России размещают ТОС-1 на базе гусеничной машины, такой как танк Т-72, с экипажем из трех человек, так как эти системы предназначены для участия в маневренной войне с использованием бронетехники. На ТОС-1 есть 24 ствола для запуска 220-мм ракет, которым можно установить термобарический или зажигательный режимы.

Максимальная дальность действия системы ТОС-1 составляет 5 км. ТОС-1A имеют дальность побольше – 6 км.

Советский Союз впервые применил «Буратино» в 1988 году против боевиков в Афганистане, скрывающихся в пещерах и бункерах. «Буратино» также применялся Россией в Чечне. ТОС-1A появился в 2001 году и позже использовался в Сирии.

ТОС-1 имеет лазерный дальномер, который отправляет данные для баллистического наведения в систему управления огнем. Ракеты могут быть запущены через 90 секунд после выхода транспортного средства на позицию. Для полного огневого залпа потребуется 12 секунд.

Российская система быстро распространяется в мире. По цене 6,5 миллионов долларов за каждую машину Россия экспортировала ТОС-1A в Армению, Азербайджан, Ирак, Сирию и Казахстан. Армяне и азербайджанцы использовали их друг против друга в 2020 году.

Может ли международное сообщество запретить использование огнеметных систем?

Очевидно, что люди, находящиеся в зоне действия взрыва, неспособны выжить, но даже за пределами радиуса поражения отмечались жертвы от давления, разрушающего кости, в то время как другие задыхались из-за вакуумного эффекта взрыва.

В 1980 году был разработан проект конвенции под названием «Запрещение или ограничение применения зажигательного оружия» (так называемый Протокол III). Организация Human Rights Watch, работая с Международной клиникой прав человека при Гарвардской школе права, стремится побудить большее количество стран соблюдать запреты на зажигательные боеприпасы в соответствии с этим документом.

В итоговом отчете Human Rights Watch и Гарварда указывается, что термобарическое оружие конкретно не охвачено Протоколом III, поскольку этот документ, разработанный уже свыше 40 лет назад, больше касается зажигательных, напалмовых и фосфорных боеприпасов.

“Пришло время правозащитным группам поближе взглянуть на термобарическое оружие и предоставить средства для его регулирования. Однако распространение этого оружия, по всей видимости, зашло слишком широко, что имеет значение для попыток запрета. Скорее всего, это можно ожидать в отдаленной перспективе”, – делает выводы военный обозреватель.